Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Духовное
развитие общества
Слайд 2
План урока
Материальная и духовная культура
Духовное развитие общества
Субкультура и контркультура
Проблема многообразия культур
Диалог культур
Толерантность
Слайд 3
Понятие культуры
Первоначально понятие культура в латинском языке означало «возделывание земли», в близком к современному понимании было употреблено впервые римским философом Цицероном (106-43 гг. до н.э.)
В настоящее время имеется множество определений понятия культура.
Слайд 4
Понятие культуры
В широком смысле КУЛЬТУРУ можно определить:
«Деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей»
Слайд 5
Понятие культуры
В узком смысле культуру понимают как особую сферу жизни общества, в которой сконцентрированы духовные усилия человечества, проявления чувств и творческой активности.
Слайд 6
1. Материальная и духовная культура
Культура – деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей и сами эти ценности.
Культура – совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни.
Культура - универсальная форма человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает
преемственность развития общества, взаимодействие
отдельных подсистем, институтов, элементов общества.
Изучением феномена культуры занимаются история, философия, антропология, этнография, социальная психология, социология, культурология.
Слайд 7
1. Материальная и духовная культура
Принято деление культуры на материальную и духовную
Материальная
Духовная
Материальная культура обычно связывается с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациям и, разного рода
нормами и предписаниями.
Слайд 8
1. Материальная и духовная культура
Духовная культура выступает как система
социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.
Слайд 9
2. Духовное развитие общества
Два пути приращения культурного богатства
преемственность
новаторство
Преемственность связана с сохранением и передачей
ценностей от одного поколения к другому.
Любая историческая эпоха порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства.
Слайд 10
3. Субкультура и контркультура
Эти «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп,
называют субкультурами.
О культуре нельзя говорить как о чем-то монолитном и едином.
Внутри одного народа также есть культурные различия: - не является культура стариков одинаковой с молодежью, культура больших городов не равнозначна культуре деревень, культура артистов Большого театра не идентична культуре работников автомобильного завода или супермаркета.
Слайд 11
4. Субкультура и контркультура
Иногда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность - это контркультура.
Два значения:
ценностная система асоциальных
групп
социокультурные системы, противостоящие господствующей
культуре, стремящиеся вытеснить ее
Движение хиппи в 1960-х гг. ХХ века отрицало господствующие в обществе «буржуазные» ценности: усердный труд, материальный успех, хорошее образование, политическую лояльность.
Слайд 12
4. Проблема многообразия культур
Культура - социокультурная историческая общность людей.
Русский ученый Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа» выделил в истории человечества 25 культур. Все они проходят обязательные стадии: рождение, развитие, гибель. В процессе развития отдельные культуры взаимодействуют,
происходит трансляция ценностей.
Колонизация (Др.Греция, Финикия)
Способы культурного взаимодействия
Прививка черенка на чужое дерево
Взаимный, равноправный диалог
Слайд 13
4. Проблема многообразия культур
Существует несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Европоцентризм
Все перечисленные мировоззренческие
установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных культур.
Американоцентризм
Афроцентризм (негритюд)
Арабский национализм и исламский фундаментализм
Слайд 14
5. Диалог культур
Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый
комплекс специфических черт.
Слайд 15
6. Толерантность
Толерантность имеет различные формы: - личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; - общественные формы отражены в общественной
психологии, сознании, моральных нормах и нравах; - государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в утверждении принципа свободы совести, а также в политической практике.
Толерантность – неконфликтное взаимодействие в поликультурном многоконфессиональном мире.
Толерантность основывается на гуманистических принципах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности.
Слайд 16
Полные блоки презентаций
по Истории и Обществознанию
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
Слайд 17
Домашнее задание
1. Изучить параграф 28
2. Знать основные понятия и термины
3. Вопросы «Проверьте себя» устно
4. Задания «Подумайте. Обсудите. Сделайте» №1, №2, №3 и №5 подготовиться для работы на уроке