Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Ход урока
Организационный момент
Беседа-опрос по теоретическому материалу
Актуализация и диагностика знаний
Творческое задание. Выпуск газеты «Школа и я»
Подведение итогов. Домашнее задание
Слайд 3
Цели урока
Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля.
Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.
Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.
Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.
Формирование умения создавать газету.
Слайд 4
1. Какие стили речи вам известны?
разговорный
книжный
Слайд 5
2. Что обозначает слово «публицистика»?
Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ).
3. Каково назначение публицистического стиля?
Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам.
4. Каковы языковые приметы этого стиля?
Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д.
5. Назовите жанры публицистического стиля
Заметка, репортаж, рецензия, отзыв. Во всех них одна и та же тема будет решаться по-своему.
Слайд 6
6. Охарактеризуйте речевую ситуацию
публицистического стиля
Слайд 7
Сравните тексты. Определите их стиль и тип
I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части СССР, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
II.
Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши Что-то шепчут в прозрачной тиши, Наклонись над озябшей гирляндою, Не дыши, не дыши, не дыши…
III.
Словно перышко белое-белое Уронили с небес облака. Иль на травку, рукою умелою, Гном нанизал белы жемчуга.
Проверка
Слайд 8
Проверь себя
В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины — семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше. (Энциклопедия «Жизнь растений», том 6)
Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательное, так как повествование эмоционально. (Стихотворение Галины Лапаевой)
Цель третьего (публицистического) текста — привлечь внимание к важной проблеме — сохранению здоровья человека. Данный текст может быть использован в выступлениях по радио, телевидению и т. д. Языковые приметы стиля («газетная образность») — драгоценный дар, способность радоваться жизни, образ жизни; побудительное предложение и пр.
Слайд 9
Тестовое упражнение (задание ЕГЭ, часть В)
(1) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (2) И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. (3) Но всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. (4) Корни - это наша история, дела дедов и пращуров, славные имена полководцев, поэтов и ученых. (5) Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (6) Давайте же будем помнить об этих корнях! (В. Песков)
1) Определите тему текста:
а) о корнях дерева;
б) об истории России;
в) о связи прошлого и будущего.
2) Основная мысль текста заключена:
а) в 1 предложении;
б) во 2 предложении;
в) в 4 предложении;
г) в 5 предложении.
3) Способ связи предложений:
а) параллельный;
б) последовательный.
4) Стиль текста:
а) художественный;
б) публицистический;
в) научно-популярный;
г) деловой.
5) Тип речи:
а) повествование;
6) описание места;
в) описание состояния;
г) рассуждение.
6) Языковые средства выразительности:
а) эпитеты;
б) инверсия;
в) ряды вопросительных предложений;
г) ряды однородных членов.
Правильные ответы:
1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-г, 6-г
Слайд 10
Творческое задание
Редколлегия готовит макеты газеты по теме «Школа и я», придумывает название. Подбирает иллюстративный материал. Определяет примерный объём, количество заметок, их темы.
Редакционная группа «правит» заметки, оформляет на листе.
Консультанты (корреспонденты школьной газеты).
Домашнее задание
Написать заметку в газету