Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация на тему: «Народная игрушка, как средство воспитания детей».
Подготовила воспитатель ГБДОУ №76 Невского района Санкт – Петербурга Калугина Т.Е.
Слайд 2
Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.
Слайд 3
Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.
Слайд 4
Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.
Слайд 5
Среди народных игрушек не было случайных. В любой возрастной период детства, в соответствии с развитием ребенка, они постепенно заменяли друг друга и имели конкретное воспитательное значение.
Слайд 6
Малышам от рождения до 1,5 лет предназначались тарахтелки, летунцы и т.п., игрушки, способствующие их психофизическому развитию, стимулирующие движения, активизирующие зрение и слух.
Слайд 7
Детям, которые учились ходить некоторые игрушки — птички, лошадки, колясочки на колесиках и т.д. – помогали в развитии ходьбы и бега.
Слайд 8
В возрасте от 3 до 14 лет ребенка приучали к его будущим занятиям. Поэтому существовали игрушки для мальчиков и для девочек.
Слайд 9
Мальчики, как правило, отдавали предпочтение игрушкам, касающимся “мужской” работы – обработки почвы, сбора и переработки урожая, уходу за животными (плуги, бороны, лопаты и т. д.).
Слайд 10
Девочки выбирали для игр кукол, мебель, кухонную утварь, согласно традиционным "женским" занятиям.
Слайд 11
Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.
Слайд 12
Функциональное назначение определяло содержательное наполнение народной игрушки. Среди них выделяли:
- игрушки, изображающих людей и животных;
- звуковые игрушки и модели музыкальных инструментов;
- модели мебели;
- модели посуды и кухонной утвари;
- модели орудий труда и хозяйственного инвентаря;
- модели средств передвижения;
- модели оружия;
- игрушки, не имеющие аналогов в окружающей среде.
Слайд 13
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики.
Слайд 14
Народная игрушка принадлежит к уникальным явлениям культуры. Она является предметом детской игры, средством воспитания и развития ребенка, объектом творчества, объектом культуры, декоративным изделием.
Слайд 15
В образовательном пространстве народная игрушка рассматривается учеными как носитель социальной информации, источник приобщения ребенка к эстетическим и духовным ценностям русской культуры.
Слайд 16
Познавательная ценность народной игрушки состоит в том, что она отражает окружающую реальную действительность в доступной для ребенка форме, а также способствует развитию памяти, образного мышления, внимания, сообразительности и наблюдательности.
Слайд 17
С помощью народной игрушки у детей формируются эстетические вкус и чувства.
Слайд 18
Самобытная народная игрушка воспитывает у детей любовь к национальному искусству, является источником их художественного развития и воспитания.
Слайд 19
Игрушка знакомит детей с народной моралью и этикой человеческих взаимоотношений. Выполняя определенные действия с народной игрушкой, дошкольники усваивают социальный опыт предшествующих поколений.
Слайд 20
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Слайд 21
Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение, позволяют ребенку приобретать навыки трудовой деятельности.
Слайд 22
В старшем дошкольном возрасте осуществляется знакомство воспитанников с историей народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки; центрами, где ее изготавливают и народными мастерами; различными видами игрушек.
Слайд 23
С детьми группы «Фантазёры» мы только начали ознакомление с русской народной игрушкой.
Слайд 24
Ознакомление с народной игрушкой происходит в разных формах совместной деятельности с детьми.
Слайд 25
Театрализованная деятельность.
Слайд 26
Конструктивные игры.
Слайд 27
Художественно – эстетическая деятельность (рисование, раскрашивание, рисование по трафаретам, лепка, аппликация, игра на музыкальных инструментах).
Слайд 28
Речевое развитие (чтение русских народных сказок, заучивание стихов, потешек, пестушек, рассматривание иллюстраций, книг и картинок).
Слайд 29
Логоритмические упражнения с использованием образа народной игрушки.
Слайд 30
При формировании элементарных математических представлений, можно так же использовать народные игрушки.
Слайд 31
Большое значение в нашей группе мы придаём русским народным играм, для этого создана картотека. Дети с удовольствием играют в народные игры.
Слайд 32
Используем пальчиковые дорожки с чтением потешек, пестушек, стихов.
Слайд 33
Используем разнообразные дидактические игры.
Слайд 34
Составление описательных рассказов по картинкам и игрушкам.
Слайд 36
Совместная деятельность с детьми старшей и подготовительной групп на тему: «Знакомство с народной игрушкой».
Слайд 37
Мастер – класс по изготовлению куклы – оберега.
Слайд 38
Большая работа по знакомству с русской народной культурой, традициями русского народа, народной игрушкой проводится с родителями наших воспитанников. Для этого мы используем консультации, предлагаем художественную литературу для совместного чтения с детьми, рассматривания иллюстраций и картинок, рисование в раскрасках, совместный просмотр с детьми мультфильмов на основе русских сказок, предлагаем использование компьютерных технологий.
Слайд 39
Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники – сапожники,
А мастера – художники
Игрушки создавали.
Лепили, рисовали.
Яркие, нарядные,
Игрушкам очень рады мы.
А Вам спасибо за внимание!