Презентация - Система работы учителя по подготовке к исследовательским проектам

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Система работы учителя по подготовке к исследовательским проектам

Слайд 2

Метод проектов, или проектная технология Сегодня его относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод возник еще в начале прошлого столетия в США, им занимались тогда же и в России, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Проф. Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Слайд 3

Технология проектирования – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главными целями введения проектной технологии в школе являются: Развитие интереса к предмету; Приобретение исследовательского опыта; Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории; Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; Получение дополнительных знаний по теме; Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Слайд 4

Типы проектов существуют самые разные. Чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д. Проекты отличаются следующими типологическими признаками: - доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.; - предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект; - по количеству участников проекта могут быть: личностные, парные, групповые; - по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Слайд 5

Отличительные особенности проектов: 1)  работа в ситуациях реального общения учителя и ученика, ученика и ученика; 2)  акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой); 3)  выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект; 4)  отбор материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; 5)  наглядное представление результата. Этапы: а) подготовка, б) выполнение, в) защита, г) оценка проекта. Первое с чем сталкиваются педагоги, это определение, отбор темы. Как возникает сама идея проекта? Иногда проект рождается в ходе учебной работы, происходит понимание, что без проекта не обойтись.  В процессе работы над проектом возникают идеи конечного продукта.

Слайд 6

В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но из-за отсутствия у школьников интереса к долговременной работе, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании», особенно в младших классах. Поэтому необходимо обращение к мини-проектам. Известно, что проект – это пять П. Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. Этапы работы над мини-проектом в режиме проектного обучения соответствуют этим принципам «Пяти П». Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом. Мотивационный. Планирующий. Информационно-операционный. Рефлексивно-оценочный.

Слайд 7

Несомненные плюсы мини-проекта: создаёт ситуацию успеха; ориентирует на быстрый практический результат; учит эффективно распределять время и экономно его использовать; быстро ориентироваться в ситуации; строить новые отношения в сотрудничестве; проявить свои организаторские способности; осуществляется преемственность.
В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов. В результате применения технологии мини-проектов у учащихся формируются следующие умения: Поисковые (исследовательские). Работа в сотрудничестве. Коллективного планирования. Менеджерские навыки. Коммуникативные. Презентационные.

Слайд 8

Примерные мини-проекты
В младших классах возможен самостоятельный сбор малых фольклорных жанров – пословиц, поговорок из бесед со взрослыми, из художественных произведений Работа над сказками – народными и литературными Игровые формы исследования, например: Конструирование загадки «Перевирание» сказки Сказка наизнанку Салат из сказок Проект «Твой опыт семейного, домашнего чтения» с помощью анкетирования, интервьюирования
В среднем звене практикуются проекты по литературному краеведению. Интересны смешанные проекты, например, одновременно исследовательские и творческие: сбор устных рассказов о писателях и книгах с помощью интервьюирования В старших классах возможен сбор устных рассказов писателей о коллегах-писателях Интересны информационные проекты с элементами исследования, например: «Роль литературных конкурсов в открытии новых талантов»

Слайд 9

Слайд 10

Исследовательские проекты на основе анализа произведения
Подготовка исследовательских проектов в старших классах связана с анализом художественного произведения, без него, без средств и методов, выработанных наукой, никакое исследование не обходится. Именно исследовательские проекты могут устранить существенный недостаток школьного изучения литературы – разрыв связи с литературоведением, вернее, с его современными поисками и достижениями. Так, например, рецептивная эстетика, литературная герменевтика, мифопоэтический подход к анализу текста, интертекстуальность, нарративная теория и другие научные подходы до сих пор остаются инструментарием и материалом литературоведческих исследований, не находя применения в области методики преподавания литературы, и во многом могли бы обогатить содержание школьного анализа. Литературоведение необходимо школе (это обосновал еще Г.А. Гуковский) и должно помочь литературному развитию школьников.

Слайд 11

Основные требования к использованию метода проектов  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане   проблемы, требующей   интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2.  Практическая, теоретическая, познавательная значи­мость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, группо­вая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов: определе­ние проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может фор­мулироваться специалистами органов образования в рам­ках утвержденных программ. В других — выдвигаться учи­телями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов мо­жет предлагаться и самими учащимися, которые, есте­ственно, ориентируются при этом на собственные интере­сы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.       Тематика проектов может касаться какого-то теорети­ческого вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, диффе­ренцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы про­ектов относятся к какому-то практическому вопросу, ак­туальному для практической жизни и вместе с тем тре­бующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышле­ния, исследовательских навыков.      Таким образом, достигается вполне естественная ин­теграция знаний. Результаты проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены.

Слайд 12

Трудности, мешающие анализу в исследовательских проектах
Ограниченность жизненного, эмоционального и эстетического опыта школьника часто не позволяет понять внутренний мир героя, увидеть в произведении личность автора, проникнуться его мироощущением, увидеть направленность произведения на читательское восприятие. Мешает конфликтность ситуации: наука или живая жизнь. Школьный анализ, разборы, перечисления «художественных особенностей» произведения после его чтения часто нарушают живую душу и плоть литературного произведения. В то же время есть опасность подменить подлинный анализ интерпретацией, уходящей от авторского замысла к вольной его трактовке.

Слайд 13

Написание исследовательского проекта При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный. Научный стиль имеет свои особенности: подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте; точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов; объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…); ясность — умение писать доступно и доходчиво; краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Слайд 14

В научном исследовании необходимо обоснование актуальности исследования, т.е. необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Такое обоснование является основным требованием к исследовательской работе. Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: восполнение каких-либо пробелов в науке; дальнейшее развитие проблемы в современных условиях; своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; обобщение накопленного опыта; суммирование и продвижение знаний по основному вопросу; постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Слайд 15

Выбор аналитической темы – решающий этап исследовательского проекта
Часто успех в этом зависит от учительского опыта, его увлеченности каким либо направлением в литературной науке. Например, уважение вызывает увлеченность филологическим анализом – не просто анализом в единстве формы и содержания, но анализом, объединяющим лингвистический и литературоведческий инструментарий в анализе. Особенно если имеешь дело с необычной, оригинальной манерой повествования, уникальной стилистикой.

Слайд 16

Так, на примере анализа повести А. Платонова «Котлован» вместе с учеником прийти к необходимости объяснить роль т.н. эклектики – объединения слов разной, порой противоположной стилевой окраски. Именно этот аспект раскроет важные для понимания социально-исторические и ментальные качества необычных героев писателя. Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни. Чиклин ходил по местности вокруг кафельного завода. Все находилось в прежнем виде, только приобрело ветхость отживающего мира; уличные деревья рассыхались от старости и стояли давно без листьев, но кто-то существовал еще, притаившись за двойными рамами в маленьких домах, живя прочней дерева. В молодости Чиклина здесь пахло пекарней, ездили угольщики и громко пропагандировалось молоко с деревенских телег.

Слайд 17

Разумеется, важность выбора научной проблемы зависит от необходимости целостного, комплексного анализа выбранного произведения, который может определить его важные художественные достоинства, объяснить воздействие его на читательское восприятие. Например, силу художественного воздействия казачьих сцен в романе «Тихий Дон» М. Шолохова или эффект авторской иронии в рассказах А.П. Чехова, или резкая смена точек зрения в прозе И. Бунина, вызывающая впечатление взрыва или шока в воздействии на читателя, и т.д. Такого рода темы проектов требуют анализа поэтики повествования, подробного объяснения повествовательной манеры писателя.

Слайд 18

Дискуссионность поднятой проблемы также помогает обосновать необходимость обращения к ней
Дискуссионные проблемы составляют основную пищу школьного литературного исследования. Они по-разному толкуются разными исследователями, иногда не выяснены до конца, или вообще не могут иметь конечного решения по самой природе словесного искусства. И это будет всегда вызывать интерес у научного сообщества. Научная дискуссия складывается из столкновения разных точек зрения на произведение и требует определить свое, самостоятельное отношение к ней. Образцы таких дискуссий можно найти в научных работах, журнальных публикациях разных мнений, оценок. Например, дискуссия вокруг рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание», или вызывающее спор мнение литературоведа/литературного критика о том, что образом Наташи Ростовой писатель выступает против образа Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и т.д.

Слайд 19

Исследовательские проекты школьников, направленные на анализ читательского восприятия литературных героев
Всегда актуальны исследования, в которых анализируется тонкая и сложная диалектика художественного образа. Литературные герои часто действуют непредвиденно, писатели иногда вольны в изображении характеров и судеб своих героев. Полемику у читателя часто вызывают герои со сложным характером или судьбой, и анализ всегда приводит к авторскому замыслу – конечному результату исследовательского проекта. Например, невозможность восприятия героев чеховских пьес как только положительных или только отрицательных, объяснение неожиданных поступков толстовских или шолоховских героев с позиций психологизма, причины лирико-сатирического изображения героев А. Платонова и т.д.

Слайд 20

Пример исследовательского проекта на уроке (он может быть и индивидуальным) Почему роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова завершаетсся повестью «Фаталист»? Прежде всего учитель предлагает сравнить высказывания ученых о повести «Фаталист» из романа. И. Виноградов: «Вся логика повествования, весь ход развертывающегося композиционного его построения подготавливают постепенно, шаг за шагом, необходимость появления этого последнего и решающего звена». М.Г. Качурин: «Конфликт в последней повести романа уже существовал в скрытом виде раньше». Э. Герштейн: «”Фаталист” – ключевая повесть романа… Полное освобождение от любовных страстей приходит к Печорину. Женщины ушли. Решаются самые последние вопросы жизни и смерти, преступления и наказания. Женщина выступает не в роли любовницы, это величественный образ матери грешника».

Слайд 21

Учащиеся ведут свое «расследование», отвечая на вопрос: Почему роман завершается повестью «Фаталист»?. Они видят форму повествования от 1-го лица, а значит, понимают: все окрашено видением Печорина. Герой в «Журнале Печорина» продолжает решать один и тот же вопрос – в чем назначение человека: действовать или подчиняться неизбежному? В «Фаталисте» все вращается вокруг темы судьбы. На первый взгляд, мы в очередной раз видим смертельную схватку героя с судьбой (вспомним поединок в «Тамани», дуэль с Грушницким в «Княжне Мэри»). Но в «Фаталисте» его поступок – не случаен, и герой уже не «топор в руках судьбы».

Слайд 22

«…бросилось мне в глаза значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние. Она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживая голову руками: то была мать убийцы. Ее губы по временам шевелились: молитву они шептали или проклятие? — Эй, тетка! — сказал есаул старухе, — поговори сыну, авось тебя послушает... Ведь это только бога гневить. Да посмотри, вот и господа уж два часа дожидаются. Старуха посмотрела на него пристально и покачала головой. — Василий Петрович, — сказал есаул, подойдя к майору, — он не сдастся — я его знаю. А если дверь разломать, то много наших перебьет. Не прикажете ли лучше его пристрелить? в ставне щель широкая. В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. — Погодите, — сказал я майору, я его возьму живого. Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось». М.Ю. Лермонтов. Фаталист

Слайд 23

Анализ повествовательной формы позволяет не просто увидеть философский склад ума героя. В «Фаталисте», в отличие от других новелл романа, самоанализ уведен на второй план. Почему герой в повествовании меньше занят собственной рефлексией и больше действует? Как это выражено в повествовании – речи героя-рассказчика и речи других героев? Подтвердите, что энергия, страсть к действию не утрачены героем в обстоятельствах общественно-политической реакции. Может быть, в этом и скрывается секрет обаяния его личности – глубоко противоречивой, но в то же время глубоко цельной? Почему о гуманизме благородной натуры автор не может сказать прямо, а указывает на это «между строк»? Задание: запишите ответ на один из этих вопросов в форме 1-го и одновременно третьего лица. Укажите на разницу в передаче одного и того же тезиса в разных формах повествования.