Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
« Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии» мастер-класс Осташкина С.В.
Слайд 2
- Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
(«Маленький принц») Антуан Де Сент-Экзюпери
Слайд 4
Reflexio – обращение назад.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 5
Физическая (успел – не успел);
Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 6
Классификация приемов рефлексии
Слайд 7
1/Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 8
Гномик веселый и грустный
Слайд 9
Лестница состояний (твои ощущения на уроке)
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне
скверно
Слайд 10
Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
оранжевый– радостное, восторженное настроение.
Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность,
жёлтый цвет – цвет радости
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Слайд 11
Анкетирование
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли ты получить новые знания?
Был ли ты активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Сумел ли ты показать свои знания
Слайд 13
2/ Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
Слайд 14
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
Слайд 15
Звездочка «Я на уроке» (учащийся в каждом лучике записывает свои действия на уроке)
Я на уроке
Слайд 16
Рефлексия содержания учебного материала
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Слайд 17
Плюс-минус-интересно
Плюс.Минус.Интересно
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей..записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций..вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 18
Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста и конспект
я запомнил формулу для нахождения естественного прироста населения…
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем …отличается от…
Слайд 19
Светофор
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Слайд 20
Анкета самоанализа
На уроке я работал.активно / пассивно
Своей работой на уроке я.доволен / не доволен
Урок мне показался.коротким / длинным
За урок я.не устал / устал
Мое настроение.стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был.понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Домашнее задание.интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Слайд 21
. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса ТЕЛЕГРАММА
Закончите предложение:
На мастер классе я…….
Самым интересным для меня сегодня было…
В своей дальнейшей работе я…
Я пожелал бы ведущему мастер-класс учителю…
12/3/2020
http://aida.ucoz.ru
Слайд 22
Список литературы
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В.Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007
Гин А.А. Приемы педагогической техники -Луганск: СПД Резников В.С., 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск», 2004