Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проблема добра и зла.
Интегрированный урок русского языка и литературы.
Слайд 2
Цели урока:
Познакомиться с текстом рассказа Л.Андреева «Кусака» и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.
Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов.
Высказываться по данной проблеме.
Создать творческую миниатюру.
Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности.
Учиться видеть и различать добро и зло.
Слайд 3
Эпиграф урока.
Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам,
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
Человек – посрединке.
Т. Жермунская.
Слайд 4
Анализ исходных понятий.
Подумаем!
Объясните, как вы понимаете, что такое добро и что такое зло.
Слайд 5
Леонид Андреев. «Кусака».
Рассказ «Кусака» написан в 1901. В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он за человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни"
Слайд 6
Анализ рассказа Л.Андреева «Кусака».
Слайд 7
Подумаем!
Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ?
Рассказ начинается с местоимения ОНА. О ком речь?
Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром?
Нуждается ли она в людях? Ведь она живёт на свободе, может быть, ей эта вольная жизнь по душе?
Слайд 8
Подумаем!
Один раз её действительно пожалели и приласкали. Кто это сделал, и как это произошло?
Мужик-пропойца - человек добрый или злой?
Почему собака больше ни от кого не принимала ласки? Почему в её душе поселилась злоба? Как она перешла грань между добром и злом?
Слайд 9
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
Подумаем!
Как вы понимаете эти слова?
В случае необходимости вам поможет
консультант.
Слайд 10
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
недоверие
Подумаем!
Какое слово, прозвучавшее в наших
рассуждениях,
не вошло в таблицу?
Слайд 11
Подумаем!
Но всё же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытывала чувство гордости.
Как это получалось?
Слайд 12
вспомним текст.
Но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники.
Хорошие это были люди?
Как вы это поняли?
Слайд 13
«воздух, удалённость от города, зелень, голубое небо делали их ещё добрее».
Слайд 14
Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол платья Лели?
Как люди приручили собаку?
Какую кличку они ей дали?
Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы? Что сыграло свою роль?
Слайд 15
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
недоверие
ласка
Слайд 17
Подумаем!
Как вы понимаете фразу автора «душа её расцвела»? Ведь расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе?
Какие чувства борются в душе Кусаки?
Какие чувства направляют её в сторону добра, а какие в сторону зла?
Слайд 18
Страх «не выпарился», она терялась при виде людей, ждала привычных побоев, но вместе с тем она испытывала уже и восторг, и благодарность, и любовь.
Слайд 19
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
недоверие
ласка
восторг
страх
благодарность
Слайд 20
Подумаем!
Душу собаки переполняли чувства; чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться.
Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия?
(Наречия: нелепо, неуклюже).
Слайд 21
Подумаем!
Какие эпитеты подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации?
(неповоротливое, смешное, жалкое тело).
Слайд 22
Подумаем!
Чего не видят люди, не замечают?
(странной мольбы в собачьих глазах)
Слайд 23
Подумаем!
«Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали». Почему появляется эта странная параллель: КАК ПРЕЖДЕ – ТАК ТЕПЕРЬ?
Слайд 24
Подумаем!
Каким одним словом характеризовать поведение людей?
(безразличие)
Слайд 25
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
недоверие
ласка
восторг
страх
благодарность
безразличие.
Слайд 26
Подумаем!
К чему привыкла Кусака за это лето?
(Кусака привыкла, что не надо заботиться о пище, что у неё есть своё место в жизни, что её приласкают, если попросит).
Слайд 27
Прошло звонкое, весёлое лето. Наступила осень. Л.Андреев рисует нам потрясающий образ осени. На что настраивает нас это описание?
(от этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой)
Слайд 28
Подумаем!
Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки.
(людям жалко Кусаку)
Леля трижды повторяет слово ЖАЛКО. Как она произносит это слово и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой?
(Первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз готова была заплакать, третий раз после обещания матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала.)
Слайд 29
Подумаем!
Какое чувство направляет девочку в сторону добра?
(жалость)
А что тянет в сторону зла?
(Эгоизм: будет вместо Кусаки другая, лучшая, породистая собака)
Слайд 30
Подумаем!
И те и другие несут зло. Что породило это зло?
(безответственность)
Слайд 31
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
недоверие
ласка
восторг
страх
благодарность
безразличие.
эгоизм
жалость
безответственность
Слайд 33
Антуан де Сент-Экзюпери.
Памятник в Москве.
Слайд 34
Подготовка к написанию творческой миниатюры.
Подумаем!
Слайд 35
Добрые или недобрые люди, приехавшие на дачу, - персонажи рассказа Л.Андреева?
(В них, как и во многих других людях, живёт и добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернётся в сторону добра или подчинится злу.)
Слайд 36
Что же порождает зло и почему порой бессильно добро? Посмотрите, как мы расшифровали эти понятия.
Слайд 37
.
.
Зло
Добро
любовь
скука
жалость
злоба
надежда
обида
недоверие
ласка
восторг
страх
благодарность
безразличие.
эгоизм
жалость
безответственность
Слайд 38
Задание.
Вам нужно будет написать о своём понимании того, что такое добро и что такое зло. Какой тип речи будет в данном случае наиболее подходящим?
Вспомним композицию сочинений-рассуждений.
Слайд 39
Домашнее задание.
Составьте словарную статью о двух любых словах из нашей таблицы. (Посмотрите, как это делается в словарях).
Напишите маленький рассказ-иллюстрацию понятий «добро» и «зло».
Докажите или опровергните утверждение: «Добро и зло – две стороны одной медали».
Ответьте на вопрос, почему Л.Андреев назвал своих героев «добрыми людьми»
Выберите понравившееся вам задание.
Слайд 40
Рассуждение.
План.
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
3. Вывод (доказанная мысль).
В любом рассуждении есть две части: в первой
части содержится тезис (мысль, которую
нужно доказать), во второй части
приводятся доказательства (доводы, примеры,
аргументы). В рассуждении бывает третья часть –
вывод (доказанная мысль).
Слайд 41
Итог урока.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Оценки за урок.
Слайд 43
Спасибо за работу.
До свидания.