Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Подготовили студенты заочного отделения,
5 курс, группа ДОП 5-16,
Абрамчева Екатерина, Полякова Наталья
Слайд 2
Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
Термин «средство массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах как перевод французского термина moyens d'information de masse.
визуальные (пресса, интернет)
Типы «СМИ» (однонаправленность воздействия)
акустические (радио)
аудио-визуальные (ТВ)
«средства массовой информации»
«средства массовой пропаганды»
«средства массовой коммуникации»
Слайд 3
Связи с общественностью (Public Relations англ., сокращённо: PR — пи-ар) - технологии создания и внедрения образа объекта (идеи, товара, услуги, организации и т.д.) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.
В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.
Общественность и СМИ, как наиболее высшие формы общественных объединений, работают в плотном тандеме, взаимодополняющие друг друга и формируя тем самым векторы развития, в том числе и в образовательной среде.
Слайд 4
СМИ – основной канал передачи информации.
Общественное мнение в основном формируется под воздействием того, что отражено в СМИ. СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами явлений и событий, но и на их отношения к ним в целом. Активность и пассивность населения в каком-либо вопросе непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.
Соответственно, посредством СМИ можно проводить ту или иную информационную политику, формируя тем самым определенный имидж, манипулируя общественным сознанием и т.д.
Слайд 5
Культурологическая функция СМИ и журналистики в формировании образовательной среды.
Образовательная среда –это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности ученика.
Исследователи выделяют важную особенность образовательной среды как системы: субъект образовательного процесса (человек) сам по себе является системой. Таким образом, находясь в поле образовательной среды, он проявляет активный характер ее познания, что в итоге проявляется во взаимном влиянии субъекта и среды.
Слайд 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Отечественная педагогика
Понятие «среды» начало входить в научный оборот в начале XX века.
Педагогику среды разрабатывал С.Т. Шацкий, общественная среда ребенка описывается в трудах П.П. Блонского, окружающая среда у А.С. Макаренко.
В понимании отечественных педагогов объектом образовательного процесса является не личность ученика, а условия, которые его окружают. Под внешними условиями подразумеваются межличностные и межгрупповые отношения, под внутренними – эмоциональный портрет ученика, самооценка и рефлексия, ценностная картина мира.
Взгляд Ж.Ж. Руссо (1712-1778, Женева)
Одним из первых начал трактовать «среду» как поле для развития личности.
По мнению учёного для формирования эффективной воспитательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика.
Взгляд Селестена Френе ( 1896-1966, Франция)
Особое внимание уделяет саморазвитию личности, приобретению ребёнком субъективного опыта.
В связи с этим предлагает создание образовательной среды как опоры для самопознания ученика и построения им собственного образовательного пути .
Слайд 7
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Ури Бронфенбреннер (1917-2005, американский психолог) выделяет четыре таких уровня:
1. Микросистема — комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающее самого этого человека (семья, школа, сверстники и пр.).
2. Мезосистема — совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой группой сверстников.
3. Экзосистема — расширение мезосистемы, охватывающее другие специальные структуры, как формальные, так и не формальные, которые сами не включают в себя развивающегося человека, но воздействуют на непосредственные условия, в которых человек оказывается.
4. Макросистема — преобладающие институциональные паттерны культуры или субкультуры, такие, как экономическая. социальная, образовательная, правовая и политическая системы, конкретными проявлениями которых являются микро-, мезо- к экзосистемы.
Слайд 8
Сегодня можно констатировать, что в ключевых документах федерального уровня, а именно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), за исключением ФГОС дошкольного образования, в примерных основных образовательных программах (ПООП), понятие образовательной среды не определено, хотя иногда и используется, а критерии качества современной образовательной среды для школы не сформулированы.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация. За прошедшее десятилетие были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, результатом которых явилось:
обеспечение всех школ компьютерами;
100% доступ к Интернет; повышение уровня компетентности педагогов по работе с Интернет;
обеспечение образовательных учреждений базовым лицензионным пакетом программного обеспечения;
разработка и создание коллекции ЦОР;
организовано дистанционное повышение квалификации педагогов;
реализуются проекты в области технологий дистанционного обучения учащихся по профильным курсам; создание информационных ресурсных центров.
В современном обществе мы наблюдаем постоянный рост влияния информационной среды на развитие личности. Возникает эффект «параллельной школы» - дети получают знания о жизни не из учебников, а из СМИ.
Слайд 9
Пример:
Принципиально новым становится смещение деятельности ОУ в социальную сеть «ВКонтакте» по следующим причинам:
1) эта социальная сеть популярна среди школьников;
2) создание и модерирование групп, страниц («пабликов») не требует специальных знаний в области программирования и достаточно просто в обслуживании;
3) есть возможность создавать мультимедийный и интерактивный контент, получать обратную связь от посетителей страницы или группы;
4) можно вступать во взаимодействие с представительствами других СМИ и образовательных учреждений;
5) наличие мобильной версии сайта «ВКонтакте» упрощает коммуникацию со школьниками, так как именно подростки являются наиболее активными пользователями мобильного интернета.
Слайд 11
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Шаш М., Бондаренко Е.А. «Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе» https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-v-rossii
Ковылева, Ю. Э. «Построение образовательной среды современной школы» / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 16.10.2020)
Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ