Презентация - Формирование учебных умений и развитие учебной самостоятельности через групповые формы работы

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Формирование учебных умений и развитие учебной самостоятельности через групповые формы работы.

Слайд 2


Актуальность и перспективность опыта
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Слайд 3


Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Слайд 4


Элементы технологического процесса групповой работы:
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); раздача дидактического материала; планирование работы в группе; индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения); сообщение о результатах работы группы; общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Слайд 5


Правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;    2) работать по алгоритму (плану);    3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;    4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;    5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Слайд 6


Работа в системе развивающего обучения и использование на уроках групповой работы убеждают в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Слайд 7


Цели организации совместной учебной работы детей:
дать каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; дать опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Слайд 8


Виды групповых работ:
Парная работа Мозговой штурм Групповая работа с выходом на проект Групповые дискуссии Шесть шляп

Слайд 9


Все выше изложенное показывает развитие таких свойств мышления, как:
- систематизация - обобщение - классификация - аналогии - анализ - абстрагирование

Слайд 10


Результативность опыта.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Слайд 11


Важно!
Жесткая регламентация времени на группообразование.   Нормирование будущей работы. Четкость и внятность поставленной задачи. Распределение момента начала работы (например, колокольчиком). Недопустима группа из одних только слабых учеников. Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить. Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока. Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе. Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Слайд 12


Групповая работа на уроке труда.

Слайд 13


Подготовка исследовательских работ.

Слайд 14


Групповая работа на уроке окружающего мира.

Слайд 15


Творческая групповая работа «Моя улица»

Слайд 16


Портфолио .