Презентация - Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности

Нажмите для просмотра
Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности
Распечатать
  • Последний IP: 185.191.171.42
  • Уникальность: 93%
  • Слайдов: 14
  • Просмотров: 4810
  • Скачиваний: 2990
  • Размер: 1.07 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Факультет психологии и специального образования
«Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности»   Талипова Наталья Александровна, педагог-психолог ГБОУ ООШ №6 СП Д/с «Ёжик» г.Новокуйбышевска Самарской области     Самара, 2020

Слайд 2

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 2
ВВЕДЕНИЕ Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Диалогическая речь - требует от говорящего правильно себя презентовать, уметь задавать корректные вопросы, правильно реагировать на интонацию. Диалогическая речь не появляется, а приобретается в социуме, в общении с другими людьми. Поэтому, чтобы овладеть таким видом речи, нужно учиться. Обучение диалоговой речи возможно со старшего дошкольного возраста. Речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе познания. Недостаточное изучение развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности является одной из актуальных проблем. Специальные психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам формирования речи у детей с общим недоразвитием речи, свидетельствуют о том, что овладение ими диалогической речью протекает более успешно в процессе познавательной деятельности. Поэтому возникла необходимость изучения данной проблемы.

Слайд 3

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 3
Цель исследования: изучить влияние познавательной деятельности на развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Объект исследования: диалогическая речь детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности. Гипотеза: развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов.

Слайд 4

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 4
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности развития диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Выявить психолого-педагогические условия развития диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Подобрать ряд познавательных игр и упражнений, направленных на развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Выявить эффективность коррекционной работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности.

Слайд 5

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 5
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Л.С. Выготский, изучая соотношения речи и мышления у детей, показал, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллектуальное развитие.

Слайд 6

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 6
У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой активности. По мнению Д.Б. Эльконина, чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения. Данные, полученные Л.Ф. Спировой в процессе длительного педагогического эксперимента с дошкольниками с ОНР, свидетельствуют, что развитие речи у этой категории детей осуществляется, прежде всего, в русле ведущей деятельности, поскольку именно в ходе овладения ею у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов. Наличие потребности в речевом общении является важнейшим условием для возникновения и развития речи у детей с ОНР. Л.Ф. Спирова отмечает, что игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития вербального общения детей с ОНР. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Слайд 7

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 7
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие диалогической речи является целенаправленной и последовательной психолого-педагогической работой, которая предполагает использование специальных педагогических методов и средств. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагоги ДОО должны создавать специальные условия для получения образования обучающимися с особыми возможностями здоровья. Образовательная деятельность с такими детьми должна быть направлена на обогащение словарного запаса, совершенствование грамматической правильности речи и развитие грамотной диалогической речи.

Слайд 8

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 8
Главной задачей педагога является формирование положительной мотивации действия детей с ОНР в процессе обучения, а также организация речевых ситуаций, которые активизируют потребность детей в общении. Одним из условий развития диалогической речи является научно-методическое обеспечение педагогов и родителей. Методическое обеспечение — это процесс, сориентированный на создание различных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным педагогам и родителям. Условием развития диалогической речи является внедрение инновационных методов обучения при работе с детьми с ОНР. Для улучшения качества развития речи дошкольников необходимо привнесение новых технологий и инноваций. Немаловажное значение для развития диалогической речи имеет интегрированный подход в коррекционной работе с детьми с ОНР. Таким образом, необходимыми психолого-педагогическими условиями развития диалогической речи детей с ОНР являются: развивающая предметно-пространственная среда; создание эмоционального комфорта при работе с детьми; целенаправленная педагогическая работа с родителями, применение в работе с детьми современных методов работы, разработка специальной программы развития диалогической речи с учетом нарушения. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку с ОНР усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Слайд 9

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 9
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В соответствии с целями, задачами исследования для изучения уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи были отобраны следующие методики:
№.Диагностическая методика.Показатель диагностической методики
1..Методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников».Уровень речевого развития дошкольников
2..Методика Р.Е. Левина «Изучение уровня вступать в контакт».Уровень развития связной речи, умение вступать в контакт, эмоциональное общение
3..Методика М.И. Лисиной «Формы общения».Уровень общения дошкольников
4..Методика А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников».Уровень формирования диалога у дошкольников
5..Методика Н. И. Левшина «Изучения диалогической речи детей дошкольного возраста».Уровень диалогической речи детей в ситуации общения

Слайд 10

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 10
Согласно исследованиям В.П. Глухова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, имеющимся характеристикам развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, мы можем предположить, что большое количество испытуемых будут иметь средний и низкий уровни развития диалогической речи. Выявленные результаты диагностических методик приводят к необходимости разработать систему работы по использованию познавательных игр и упражнений в коррекционной работе по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.

Слайд 11

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 11
РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Результаты диагностического этапа исследования показали необходимость проведения коррекционной работы по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Коррекционная деятельность осуществляется в ходе игр и упражнений, имеющих познавательную направленность. Тематика игр подобрана с учетом программных требований, а также с учетом интересов и потребностей дошкольников шестого года жизни.

Слайд 12

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 12
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ИНТЕРВЬЮ»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае роль ведущего берет на себя взрослый, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Слайд 13

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 13
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ По окончанию коррекционной деятельности необходим анализ проведенной работы, целью которого станет выявление эффективности применения познавательных игр и упражнений, направленных на развитие диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведение повторного диагностического обследования выявит положительные изменения в развитии диалогической речи детей шестого года жизни, что свидетельствует о необходимости системного использования дидактических игр и упражнений познавательного характера педагогами ДОО. Следовательно, дальнейшей перспективой решения проблемы станет разработка специальной программы развития диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности.

Слайд 14

Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.