Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Факультет психологии и специального образования
«Развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности»
Талипова Наталья Александровна, педагог-психолог
ГБОУ ООШ №6 СП Д/с «Ёжик»
г.Новокуйбышевска Самарской области
Самара, 2020
Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ
Диалог - сложная форма социального взаимодействия.
Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Диалогическая речь - требует от говорящего правильно себя презентовать, уметь задавать корректные вопросы, правильно реагировать на интонацию. Диалогическая речь не появляется, а приобретается в социуме, в общении с другими людьми. Поэтому, чтобы овладеть таким видом речи, нужно учиться. Обучение диалоговой речи возможно со старшего дошкольного возраста.
Речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе познания. Недостаточное изучение развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности является одной из актуальных проблем. Специальные психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам формирования речи у детей с общим недоразвитием речи, свидетельствуют о том, что овладение ими диалогической речью протекает более успешно в процессе познавательной деятельности. Поэтому возникла необходимость изучения данной проблемы.
Слайд 3
Цель исследования: изучить влияние познавательной деятельности на развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: диалогическая речь детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности.
Гипотеза: развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов.
Слайд 4
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить особенности развития диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Выявить психолого-педагогические условия развития диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Подобрать ряд познавательных игр и упражнений, направленных на развитие диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Выявить эффективность коррекционной работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности.
Слайд 5
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Л.С. Выготский, изучая соотношения речи и мышления у детей, показал, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллектуальное развитие.
Слайд 6
У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой активности. По мнению Д.Б. Эльконина, чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.
Данные, полученные Л.Ф. Спировой в процессе длительного педагогического эксперимента с дошкольниками с ОНР, свидетельствуют, что развитие речи у этой категории детей осуществляется, прежде всего, в русле ведущей деятельности, поскольку именно в ходе овладения ею у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов. Наличие потребности в речевом общении является важнейшим условием для возникновения и развития речи у детей с ОНР.
Л.Ф. Спирова отмечает, что игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития вербального общения детей с ОНР.
Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.
Слайд 7
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие диалогической речи является целенаправленной и последовательной психолого-педагогической работой, которая предполагает использование специальных педагогических методов и средств.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагоги ДОО должны создавать специальные условия для получения образования обучающимися с особыми возможностями здоровья. Образовательная деятельность с такими детьми должна быть направлена на обогащение словарного запаса, совершенствование грамматической правильности речи и развитие грамотной диалогической речи.
Слайд 8
Главной задачей педагога является формирование положительной мотивации действия детей с ОНР в процессе обучения, а также организация речевых ситуаций, которые активизируют потребность детей в общении.
Одним из условий развития диалогической речи является научно-методическое обеспечение педагогов и родителей. Методическое обеспечение — это процесс, сориентированный на создание различных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным педагогам и родителям.
Условием развития диалогической речи является внедрение инновационных методов обучения при работе с детьми с ОНР. Для улучшения качества развития речи дошкольников необходимо привнесение новых технологий и инноваций.
Немаловажное значение для развития диалогической речи имеет интегрированный подход в коррекционной работе с детьми с ОНР. Таким образом, необходимыми психолого-педагогическими условиями развития диалогической речи детей с ОНР являются: развивающая предметно-пространственная среда; создание эмоционального комфорта при работе с детьми; целенаправленная педагогическая работа с родителями, применение в работе с детьми современных методов работы, разработка специальной программы развития диалогической речи с учетом нарушения.
Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку с ОНР усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Слайд 9
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В соответствии с целями, задачами исследования для изучения уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи были отобраны следующие методики:
№.Диагностическая методика.Показатель диагностической методики
1..Методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников».Уровень речевого развития дошкольников
2..Методика Р.Е. Левина «Изучение уровня вступать в контакт».Уровень развития связной речи, умение вступать в контакт, эмоциональное общение
3..Методика М.И. Лисиной «Формы общения».Уровень общения дошкольников
4..Методика А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников».Уровень формирования диалога у дошкольников
5..Методика Н. И. Левшина «Изучения диалогической речи детей дошкольного возраста».Уровень диалогической речи детей в ситуации общения
Слайд 10
Согласно исследованиям В.П. Глухова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, имеющимся характеристикам развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, мы можем предположить, что большое количество испытуемых будут иметь средний и низкий уровни развития диалогической речи.
Выявленные результаты диагностических методик приводят к необходимости разработать систему работы по использованию познавательных игр и упражнений в коррекционной работе по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Слайд 11
РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Результаты диагностического этапа исследования показали необходимость проведения коррекционной работы по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Коррекционная деятельность осуществляется в ходе игр и упражнений, имеющих познавательную направленность. Тематика игр подобрана с учетом программных требований, а также с учетом интересов и потребностей дошкольников шестого года жизни.
Слайд 12
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ИНТЕРВЬЮ»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае роль ведущего берет на себя взрослый, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Слайд 13
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
По окончанию коррекционной деятельности необходим анализ проведенной работы, целью которого станет выявление эффективности применения познавательных игр и упражнений, направленных на развитие диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведение повторного диагностического обследования выявит положительные изменения в развитии диалогической речи детей шестого года жизни, что свидетельствует о необходимости системного использования дидактических игр и упражнений познавательного характера педагогами ДОО. Следовательно, дальнейшей перспективой решения проблемы станет разработка специальной программы развития диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности.
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!