Презентация - Поэтическое новаторство В.В. Маяковского

Нажмите для просмотра
Поэтическое новаторство В.В. Маяковского
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 35
  • Просмотров: 3276
  • Скачиваний: 1748
  • Размер: 0.27 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 1

Поэтическое новаторство В. Маяковского.
В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В. Маяковского от традиционной лирики. Творчество поэта вызывало и до сих пор вызывает дискуссии.

Слайд 2

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 2

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят – что ж?! По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь. («Домой», 1925)

Слайд 3

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 3
Господа поэты, неужели не наскучили пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам? Если такие, как вы, творцы- Мне наплевать на всякое искусство." Такие поэты были "немасштабны", мелки для Маяковского, и с такой лирикой он боролся всю жизнь: Нами лирика в штыки неоднократно атакована…

Слайд 4

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 4
Не думаем, однако, чтобы он был совершенно против лирики. Просто и в эту область поэзии поэт внес свой громадный масштаб, силу и энергию стиха. ("Послушайте!") И, надрываясь В метелях полуденной пыли Врывается к богу, Боится, что опоздал, Плачет, Целует ему жилистую руку, Просит – Чтоб обязательно была звезда! – Клянется – Не перенесет эту беззвездную муку!… Чем духовно сильнее человек, тем сильнее воспринимается неожиданно прорвавшаяся боль, но тем сильнее и его борьба. Поэзия Маяковского - это всегда борьба, борьба "за" и "против": против "старья", старой поэтической системы, старого понимания поэзии, за новое, новое во всем, за обновленье мира. В статье "Как делать стихи?" Маяковский писал: "Слабосильные топчутся на месте и ждут, пока событие пройдет, чтоб его отразить, мощные забегают на столько же вперед, чтоб тащить понятное время." Это утверждение было бы невозможно без той веры в силу слова, с которой Маяковский пришел в поэзию. Он первый внес в поэзию представление о слове, как об оружии: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…

Слайд 5

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 5

Ты посмотри, какая в мире тишь Ночь обложила небо звёздной данью. В такие вот часы встаёшь и говоришь векам, истории и мирозданью...

Слайд 6

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 6
Лирический герой Маяковского
В центре его поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной. Лирический герой противопоставлен толпе. Он носитель гармонии; находится в изоляции; видит больше, чем окружающие; его мир ярок, резок, экзотичен. («Нате», «Вам», А вы могли бы?»)

Слайд 7

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 7
Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.

Слайд 8

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 8
Вам! Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. Если он приведенный на убой, вдруг увидел, израненный, как вы измазанной в котлете губой похотливо напеваете Северянина! Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?! Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!

Слайд 9

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 9

Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского. Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; Я показан на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Слайд 10

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 10

1. содержание
Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте, который был характерен только для него.  Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Слайд 11

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 11
Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа  проявляется в отдельной тропе – метафоре, олицетворении, сравнении. Сверху взгляд на Россию брось – рассинелась речками, словно  разгулялась тысяча розг, словно плетью исполосована. Но синей, чем вода весной, синяки Руси крепостной.

Слайд 12

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 12

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!» Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу Отсюда жанровое новаторство.М. Он вводит в литературу взятые прямо с улицы жанры рекламы, агистихотворения, агитпоэмы, разрабатывает пришедшие в литературу из газеты жанры стихотворного очерка, фельетона.

Слайд 13

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 13

2. Своеобразие лексики
Частое и виртуозное использование приема развернутой метафоры. Пожар любви, очаг которого — в сердце, постепенно охватывает все тело героя, уподобленное архитектурному со­оружению: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен! / У него пожар сердца! /Мама! / Петь не могу. / У церковки сердца занимается клирос!» Клирос — место в храме, где располагается хор. Серд­це поэта сравнивается с «церковкой», в которой уже загорелся клирос. Поэт часто обращался к сложной метафоре, иногда требующей вдумчивой расшиф­ровки. Так, в стихотворении "Юбилейное", обращенном к Пушкину: Только жабры рифм топырит учащенно у таких, как мы, на поэтическом песке. В основе этой метафоры - сравнение страдающего человека с рыбой, выброшенной на берег из родной стихии, но в целом метафора очень многозначна. Поэт бросает вызов толпе, он видит источник художественного вдохновения там, где его не видел никто – например, в уличных вывесках: "Читайте железные книги!" - с таким при­зывом обращается он к публике.

Слайд 14

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 14
Прием метафоры, определяющий сюжетное развертывание стихотворения.  Фразеологизм «нервы расходились» порождает такую картину: Слышу: тихо, как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошелся едва-едва, потом забегал, взволнованный, четкий. Теперь и он и новые два мечутся отчаянной чечеткой...

Слайд 15

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 15
Ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок. Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы чёрный чулок.

Слайд 16

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 16
Авторские неологизмы Многие неологизмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка: «о времени и о себе», «хрестоматийный глянец», «прозаседавшиеся», «наступить на горло собственной песне», «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем» «маленький, смирный любеночек», «миллионны огромных, чистых любовей» противопоставлены «миллиону миллионов маленьких грязных любовей». Примеры других неологизмов: «вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили». Цель создания и использования неологизмов – придать привычным словам новизну неожиданности, поэтическую выразительность. Например о пушкинистах, делавших из Пушкина что-то унылое и казенное, В. Маяковский пишет: "Бойтесь пушкинистов. Старомозгий Плюшкин...". На расшифровку этого эпитета - "старомозгий" - ушло бы немало слов, у поэта же все они вместились в одном.

Слайд 17

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 17
Игра словами в словообразовании
По морям, играя, носится с миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, к миноносцу миноносочка. И конца б не довелось ему, благодушью миноносьему. Вдруг прожектор, вздев на нос очки, впился в спину миноносочки. Как взревет медноголосина: «Р-р-р-астакая миноносина!» Прямо ль, влево ль, вправо ль бросится, а сбежала миноносица. Но ударить удалось ему по ребру по миноносьему. Плач и вой морями носится: овдовела миноносица. И чего это несносен нам мир в семействе миноносином?

Слайд 18

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 18
М. Резко расширяет поэтический словарь. Пути расширения: - вводит в текст слова, которые считаются непоэтическими: просторечия, грубые слова, арго - «какой смущенный сукин сын»; - неологизмы, «словоновшества»: сущ., созданные путем контаминации двух слов (стрекозел), сущ. С суфф. , подчеркивающими резкое преувеличение (божище), глаголы с приставкой, придающей максимальную действенность (изыздеваться), гл. с 2-3 префиксами (разызнасиловать).

Слайд 19

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 19
Основные черты поэтического новаторства Маяков­ского:необычные сравнения Например, о бурном Тереке сказано: "Шумит, как Есенин в участке". В этом и авторская ирония, и свойственный ему полемический за­пал, и неожиданность, которая приковывает внимание читателя.пецифика образности, в основе которой — сочетание правдо­подобия и фантастики. Такой сплав создает своеобразную сюрреалистическую модель действительности: «Вот и вечер / в ночную жуть / ушел от окон, / хмурый, / декабрый. / В дрях­лую спину хохочут и ржут / канделябры». «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного», — так воспринимается бой полночных часов героем, ждущим Марию с четырех.

Слайд 20

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 20
Образный строй часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом.  "Нико­му не нужная, дряблая луна", "неба свисшиеся губы", "ощетинит ножки сто­главая вошь" - все эти образы раннего В. Маяковского особенно резко кон­трастировали с поэтическими строками поэтов-символистов и особенно поэтов-акмеистов с их пристрастием к красоте мира, гармоничной и изыс­канной. Как вызов, как брошенный призыв к спору и возмущению звучат сами названия ранних стихов В. Маяковского: "Исчерпывающая картина весны", "Я и Наполеон", "Себе, любимому, посвящает эти строки автор", "А вы могли бы?".

Слайд 21

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 21
Олицетворени:Широкое использование приема контрастов: мертвые предметы оживают в его поэзии и становятся более одушевленными, чем живые. Поэзия Маяковского с ее урбанистически-индустриальным пафосом противопоставляет образ многотысячного современного города с его оживленными улицами, площадями, гудящими автомобилями — картинам природы, которая представляется ему чем-то косным и безна­дежно мертвым. Поэт готов расцеловать "умную морду трамвая», он воспевает городской фонарь, который "снимает с улицы синий чулок», «город молится», «вечер кричит», «пальцы улиц ломает Ковка», «звезды визжат», тогда как луна у него — "дряблая», "никому не нужная», а сердце девушки безжизненно, как будто "выварено в йоде».

Слайд 22

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 22
Активное использование литоты и гиперболы в стихах.
Будет любовь или нет? Какая - большая или крошечная? Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный любёночек. Поэзия — та же добыча радия. В ГРАММ добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляюще слов этих жжение Рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение Тысячи лет миллионов сердца.
В сто тысяч солнц Закат пылал... мельчайшая пылинка ЖИВОГО // ЦЕННЕЕ ВСЕГО, ЧТО Я СДЕЛАЮ И СДЕЛАЛ!

Слайд 23

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 23

2. Создание особой системы стихосложения
Он создал свою систему стихосложения – в литературную науку вошло словосочетание "стих Маяковского", то есть тонический стих со спе­цифическим графическим оформлением в виде лесенки. В области метрики стиха Маяковский создал свободный тонический стих, который отличается от классического не только тем, что это – акцентный стих, но и тем, что в нём усилено значение каждого слова, а это определило своеобразие синтаксических конструкций и роль паузы. Отдельное слово у Маяковского равно целой фразе. Фразовость слова приводит к усилению его ударности.

Слайд 24

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 24
С другой стороны, самостоятельность слова разрушила интонационную слитность строки, расчленила её на резко отграниченные друг от друга части. Тем самым сильные паузы, которые в классическом стихе располагались лишь на концах строк, у Маяковского входят внутрь стиха (строки), становятся новым структурным элементом. Поэт усиливает внимание к содержанию стиха неожиданной рифмовкой (неточные, ассонансные, каламбурные рифмы; часто рифмуются не только концы строк, но и середина, середина и конец): Вошла ты, резкая, как «Нате!», муча перчатки замш, сказала: знаете — я выхожу замуж.

Слайд 25

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 25
Новаторские рифмы. Он уделял им большое внимание. Сам В. Маяков­ский писал: "Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки". Рифмует поэт всегда самые важные, значимые слова, часто - имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, "уме ли" и "умели", часто это неточная рифма, как "почти" и "почтить". Особенность стихосложения Маяковского выдаёт его манера рифмовки. Маяковский один из первых русских поэтов использовавший панторифмы(полнострочное рифмование) и составные рифмы. Лет до ста расти Нам без старости Славьте молот и стих Землю молодости.

Слайд 26

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 26
Каламбурная рифма
«Лет до ста расти нам без старости, год от года расти нашей бодрости. Славьте молот и стих – землю молодости!»

Слайд 27

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 27
В ранних стихотворениях Маяковского встречаются разорванные рифмы такого же типа, как у Эдгара По, Бодлера и Анненского: Угрюмый дождь скосил глаза. А за Решеткой Четкой железной мысли проводов- перина. И на Нее встающих звезд легко оперлись ночи… В дальнейшей своей поэтической работе М. применил 1 Теперь и мне на запад ! Буду идти и идти там, пока не оплачут твои глаза под рубрикой "убитые" Набранного петитом.(" В. и м.") Второй тип - "разнесенная" рифма: начало и конец одной строки рифмуется с концом другой: Последний на штык посажен Наши отходят на Ковно, На сажень человечьего мяса нашинковано.("В. и м.") И, наконец, третий тип - "спрятанная" рифма, когда начальное или серединное слово одной строки рифмуется с концом другой: Раздражало вначале: нет тебе ни угла ни одного, ни чаю, ни к чаю газет. Постепенно вживался небесам в уклад. Выхожу с другими глазеть. ("Человек")

Слайд 28

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 28
Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Отсюда — знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 г. и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздель­ные ритмические фрагменты. В поэтической системе Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, таким образом, В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»: Лошадь на круп [пауза] грохнулась [пауза – читатель заостряет свое внимание], и сразу [пауза] за зевакой зевака [пауза], штаны пришедшие Кузнецким клешить [пауза], сгрудились… Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому главному, ощущение безысходности передано не только лексически, но и синтаксически, через особую разбивку строки.

Слайд 29

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 29
Использование такого поэтического приема, как звукопись.  Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского сюжетны), но и слышит то, что происходит. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» стук копыт умирающей лошади передан следующим образом: Били копыта, Пели будто: – Гриб. – Грабь. – Гроб. – Груб.

Слайд 30

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 30
Скрежещущая звукопись запоминающие и удивляющие образы: Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая;

Слайд 31

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 31

Так как " рифма вся в ударном слоге", то большое значение имеет звукопись (особенно аллитерация): Город грабил, греб, грабастал, Глыбил пуза касс, А у станка худой и горбастый Вставал рабочий класс…

Слайд 32

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 32

Подводя итоги проведенному исследованию, можно выделить следующие черты новаторства в поэзии В.В.Маяковского: 1. Новые типы рифмованной строки. 2. расширение словарного состава поэтического языка, введение в него политической и революционной лексики, широко использование неологизмов: серпастый, молоткастый, крикогубый и т.д 3. Применение метафоры, иногда буквализированной. 4. Изменение ритмического рисунка стиха, связанное с чтением стихов вслух. 5. Особый синтаксис стихов, где главная роль отводится существительному.

Слайд 33

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 33
Конечно, были у поэта и свои неудачи, и промахи и заблужения, но он сам понимал, что не все, что он пишет, останется в истории. Например им написаны такие трагические строки: И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас, – доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой... Маяковский... кончил сильнее, чем лирическим стихотворением, – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил...» (1)

Слайд 34

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 34

Не оставляет его чувство одиночества: Мне скучно здесь одному впереди – поэту не надо многого, – пусть только время скорей родит такого, как я, быстроногого. (“Город”, 1925)
Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека! –

Слайд 35

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского, слайд 35

Спасибо за внимание!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)