Презентация - Социалистическая эпоха в изобразительном искусстве России

Нажмите для просмотра
Социалистическая эпоха в изобразительном искусстве России
РаспечататьУникальность: 97%

Слайдов: 15
Просмотров: 3418
Скачиваний: 2358
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Социалистическая эпоха в изобразительном искусстве России
Автор – Софронова А.Э. Казань 2020

Слайд 2

Социалистический реализм
Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обуславливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Слайд 3

История возникновения и развития
Магистерская диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства и действительности» заложила прочный фундамент для грядущего соцреализма, — отмечает К. А. Кедров. Первым литератором, заложившим идеологический фундамент соцреализма был Анатолий Луначарский. Ещё в 1906 году он ввёл в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». В 1907 году Луначарский написал статью «Задачи социал-демократического художественного творчества» и другие. В значительной степени он опирался на статью «Партийная организация и партийная литература», которую В. И. Ленин написал в 1905 году, а также деятельность Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Ассоциации художников революционной России (АХРР; декларировавшей «героический реализм») и Российской ассоциации пролетарских Художников (РАПХ). Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. М. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и представителей авангардных направлений на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и заведующий сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин.

Слайд 4

Определение с точки зрения официальной идеологии
Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе Союза Писателей СССР, принятом на Первом съезде СП: «Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 1980-х годов. Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Слайд 5

Принципы соцреализма
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности).

Слайд 6


Произведения искусства социалистической эпохи

Слайд 7

Живопись и графика
Название и автор
Произведения
1. «Советская физкультура» (1936) А. Н. Самохвалова 2. «Приём в комсомол» (1949) Сергея Григорьева 3. «Портрет Сталина» (1933) Исаак Израилевич 4. «Утро» (1954) Татьяны Яблонской

Слайд 8


Скульптура

Слайд 9

Название и автор Произведения
1.«Рабочий и колхозница» Бориса Иофана и Веры Мухиной 2. «Памятник советскому солдату» в Трептов-парке (Берлин) 3. «Девушка с веслом» Парк Горького, 2009 год

Слайд 10

Музыка
1. «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…») И. О. Дунаевского для фильма «Цирк», «Катюша» М. И. Блантера 2. «Гимн демократической молодёжи мира» А. Г. Новикова 3. «Священная война» («Вставай, страна огромная!») А. В. Александрова

Слайд 11

Литература
Максим Горький (1868—1936) — «основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы» 2. Александр Фадеев 3. Александр Серафимович 4. Николай Островский 5. Константин Федин 6.Дмитрий Фурманов и т.д.

Слайд 12

Критика
Андрей Синявский в своём эссе «Что такое социалистический реализм », проанализировав идеологию и историю развития социалистического реализма, а также черты его типичных произведений в литературе, сделал вывод, что этот стиль на самом деле не имеет отношения к «настоящему» реализму, а является советским вариантом классицизма с примесями романтизма. Также в этой работе он полагал, что из-за ошибочной ориентации советских деятелей искусства на реалистические произведения XIX века (в особенности на критический реализм), глубоко чуждые классицистической природе соцреализма, — и, по его мнению, из-за недопустимого и курьёзного синтеза классицизма и реализма в одном произведении — создание выдающихся произведений искусства в этом стиле немыслимо.

Слайд 13


Вывод
Из проделанной работы мы делаем вывод, что цель социалистического реализма в изобразительном искусстве в России – было уделение большего внимания на идею социального равенства и социальной заботы общества.

Слайд 14

Использованная литература
Социалистический реализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1011—1014 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X. Социалистический реализм / Юрченко Т. Г., Шпагин А. В. и др. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 751—753. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5. Морозов А. И. Соцреализм и реализм. — М.: Галарт, 2007. — 271 с. : цв. ил. — ISBN 978-5-269-01051-9 Круглова Т. А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль / Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук / Екатеринбург, 2005. — 46 с.

Слайд 15


Спасибо за ваше внимание!