Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кызласовская средняя общеобразовательная школа
им. Р. А. Кызласова
Лексико-семантическая группа глаголов
с базовым глаголом «защищать»
(на материале художественных текстов)
Выполнила: ученица 9 класса
Руководитель: учитель русского языка
и литературы Капсаргина М.В.
Слайд 2
Цель и задачи исследовательской работы:
Цель:
попытка классификации глаголов с базовым глаголом «защищать» по различным признакам с последующим анализом.
Задачи:
изучить теории, касающейся глагола, лексико-семантической группы;
ознакомиться с имеющейся литературой по теме исследования;
сравнить и сопоставить значения глаголов в разных словарях;
выявить лексические и семантические отношения глагола «защищать»;
Слайд 3
Глагол «защищать» содержит ценный синонимический ряд глаголов. Для того чтобы понять смысл глаголов, нужно дать его семантическое значение:
Слайд 4
Результаты исследования:
Глагол «защищать» содержит ценный синонимический ряд глаголов:
Слайд 5
Результаты исследования:
Приведенные комбинаторные характеристики 8 глаголов составляют ядро лексико-семантической группы «защиты», и здесь распределяются следующим образом:
.Объект
Прямой.Косвенный.Одушевленный.Неодушевленный
Гарантировать.+.+.+.+
Защищать.+.-.+.+
Прикрывать.+.-.+.+
Оберегать.+.-.+.+
Оборонять.+.-.-.+
Отражать.+.-.-.+
Отстаивать.+.-.-.+
Охранять.+.-.+.+
Слайд 6
Результаты исследования:
Сфера употребления слова «защищать»
Слайд 7
Употребление глагола «защищать» в художественных текстах:
Слайд 8
Результаты исследования:
Антонимы к слову «защищать»
Защищать.Атаковать
.Бросаться
.Набрасываться (ант. защищаться )
.Накидываться (ант. защищаться, отражать)
.Нападать (ант. защищать )
.Обвинять
.Налетать (ант. защищаться)
.Обрушаться (ант. защищаться)
.Штурмовать (ант. защищать, отражать)
Слайд 9
Частота употребления глаголов «защищать» в художественных текстах в (%):
Слайд 10
Результаты исследования:
№.Число глаголов «защиты»
в произведении.Автор и произведения
1.40.Бондарев Ю. В. «Батальоны просят огня»
2.40.Нилин П. Ф. «Жестокость»
3.35.Гончаров Ю. Д. «Большой марш»
4.34.Бондарев Ю. В. «Горячий снег»
5.20.Васильев Б. Л. «А зори здесь тихие»
6.17.Васильев Б. Л. «В списках не значился»
7.5.Мухин О. А. «Служу трудовому народу»
8.5.Платонов А. П. «Одухотворенные люди»
9.4.Горбатов Б.Л. «Непокоренные»
Всего.200.
Слайд 11
Выводы:
Рассмотрены группы глаголов «защиты».
По нашим наблюдениям в художественном тексте глаголы реализуются в разных лексико-семантических группах.
Характер встречаемости в художественном тексте глаголов не одинаков.
Внутри ЛСГ замечаются разнообразные синонимические, антонимические отношения. Антонимические и синонимические связи перекрещиваются: если к членам антонимической пары привести синонимы, то последние окажутся между собой тоже в антонимических отношениях, например: защищать - убивать. Получаются, таким образом, антонимические синонимические ряды.
Для ЛСГ глаголов наиболее частотными глаголами являются следующие:
защищать;
отстреливаться;
обороняться.
Лексико-семантические варианты разных глаголов в разной степени связаны
с базовым глаголом «защищать». Одни – менее тесно, другие – более тесно.
Но нет такого глагола, который бы совсем не был связан с ним.
Из приведённых примеров видно, что более часто употребляются ЛСГ
с базовым глаголом «защищать» в произведениях писателей об Отечественной войне.
Особенно интересным кажется функционирование глаголов «защиты»
в художественном тексте, так как через эти глаголы отчетливо показывается
картина событий, дается их психологическая оценка.