Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
word skills RUSSIA: « НАВЫКИ МУДРЫХ» опыт развития универсальной компетенции критическое мышление
Дружинина Жанна Георгиевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №35 г. Пензы
Слайд 2
Актуальность формирования и развития компетентности Критическое мышление
Основные ценности 21 века – интеллект, креативность, социальные умения. Знаний и умений недостаточно, чтобы стать успешным в наше время, наиболее важными становятся решение сложных проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, коммуникация, эмоциональный интеллект, принятие решений и когнитивная гибкость.
Существует концепция «4К»,
которая называет четыре
ключевых навыка,
необходимых для обучения в XXI веке:
Слайд 3
Критическое мышление –
познавательная активность, связанная с применением разума и интеллектуальных способностей. Это система суждений, применяющаяся для анализа явлений, вещей и событий, и позволяющая выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к различным ситуациям и проблемам.
Его основные элементы:
анализ,
оценка,
объяснение,
выведение гипотез (т.е. планирование решений),
саморегуляция. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.
Слайд 4
Из истории…
Сам термин «критическое мышление» появился сравнительно недавно. Впервые его использовал в 1910 году Джон Дьюи в книге «Как мы думаем».
Необходимость в критическом мышлении существовала не всегда. Например, в эпоху Античности и Средневековья «хорошее мышление», как правило, было привилегией аристократичных слоев общества и интеллектуальной элиты, философов и теологов, политиков и судей.
В эпоху Просвещения четко прослеживается связь формирования так называемого «хорошего думания» с вопросами политического устройства. То, как люди думают, непосредственно влияет на то, какие решения они принимают.
Опыт XX века с его авторитарными и тоталитарными режимами отлично продемонстрировал, что может произойти, если люди не думают самостоятельно, критически анализируя происходящее, а просто выполняют чьи-то инструкции.
Что-то изменилось с тех пор? Да, несомненно! Современная реальность требует нового типа мышления. Не линейного и однобокого, а гибкого и критического.
Слайд 5
Как научить критически мыслить?
Инструментарий разнообразен. В том числе, это и педагогические технологии, включающие в себя набор определённых методов и приёмов.
Одна из них – технология развития критического мышления
Чем привлекает меня данная технология? Своей четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала. Она может быть использована практически во всех предметных областях (филология, общественно – научные, естественно – научные предметы, искусство и даже математика и информатика).
Слайд 6
Технология развития критического мышления
интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации.
Слайд 7
Приемы, используемые в этой технологии, выстроены в логике “вызов – осмысление – рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), помогают овладеть умением учиться самостоятельно
Слайд 8
.учитель.ученик
вызов.Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию ученика.Отвечает на провокацию
Вспоминает все, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях
осмысление.Предлагает опорный текст по теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща.Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Учится работать сообща
рефлексия.Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика.Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задает вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности
Слайд 9
Приёмы ТРКМ, основанные на графической организации материала:
Таблица «Верно ли, что…»
Кластер.
Таблица «ЗХУ»
«Шесть Шляп Мышления»
Слайд 10
Я остановлюсь именно на этих приёмах, так как использую их наиболее часто, на уроках разных типов, разных предметных областей.
Сначала кратко раскрою суть приёма, а затем приведу примеры использования на конкретных уроках.
Слайд 11
Приём работы с таблицей «Верно ли, что…»
Этапы: мотивация, актуализация.
Задачи: активизация обучающихся; помощь в определении задач урока и планировании деятельности; определение способа оценки результатов, способа рефлексии учащимися как хода урока, так и результата собственной деятельности.
Суть приёма:
Перед обучающимися – таблица с вопросами по теме, которые начинаются со слов «Верно ли, что ...?».
Обсуждение – фронтальное, в парах, в группах (в зависимости от цели, уровня развития коммуникаций, возрастной категории). При согласии с утверждением – в графе ставим «+», если нет, то «-».
На «стадии осмысления» - возврат к заполненной таблице. Проверка предположений. Объясняем, анализируем и контролируем процесс обучения.
Слайд 12
Урок окружающего мира, 2 класс, УМК «Гармония» Тема: «Пресные водоёмы» Игра «Верно ли, что…» (система голосования, учебник).
Верно ли, что:
Части реки – это исток, русло, устье, приток. Да: с. 41
Пресная вода есть только в реках. Нет: с. 39
Углубления для озер выкопали люди. Нет: с. 44
Самое большое озеро на планете – Байкал. Нет: с. 45
Без болот реки пересохнут. Да: с. 46
Анализ, обсуждение: Согласны ли вы с утверждением? Почему? Докажите, рассуждая. Подтверждайте своё мнение текстом учебника.
Слайд 13
Урок математики, 3 класс, УМК «Гармония» Тема: Предметный смысл деления. Название компонентов и результата деления.
Стадия вызова.
№.Верно ли, что….До.После
.Деление – это арифметическое действие?..
.Смысл деления в том, чтобы разложить что-то на части?..
.Деление связано с вычитанием?..
.Результат деления можно вычислить, опираясь на таблицу умножения?..
.При делении числа имеют свои названия?..
.Числа при делении взаимосвязаны друг с другом?..
Слайд 14
Окружающий мир: «Отечественная война 1812 года»
.1..2..3..4..5..6.
До......
После......
Верите ли вы, что Наполеон Бонапарт был французским полководцем?
Верите ли вы, что в Отечественной войне 1812 года сражаться с Наполеоном пришлось А.В. Суворову?
Верите ли вы, что русская армия победила армию Наполеона в Бородинском сражении?
Верите ли вы, что русская армия отдала Москву неприятелю без сражения?
Верите ли вы, что в Отечественной войне 1812 года участвовали партизаны?
Верите ли вы, что русская армия освободила всю Европу?
Слайд 15
Составление «Кластера»
Цель: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Функции: опора для пересказа научных текстов, способ реализации учебного исследования, графическое иллюстрирование материала.
Суть: В центре доски (тетради) - ключевое слово, от него - стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.
Организация деятельности: индивидуальная или коллективная.
Этапы: вызов, осмысление, рефлексия.
Слайд 16
Урок русского языка, 2 класс, УМК «Гармония» Тема: «Звуки речи»
Слайд 17
Урок окружающего мира, 2 класс, УМК «Гармония» Тема: «Пресные водоёмы» Этап: Рефлексия 4 группа. Обобщение. (индивидуальные нетбуки «Мобильного класса»):
Создайте кластер: «Водоёмы». Дополните недостающие части схемы. Подготовьте обобщение сведений по теме.
Слайд 18
Урок окружающего мира, 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Дружба.
Этап: Совместное открытие новых знаний
Слайд 19
Приём заполнения таблицы «ЗХУ»
Задачи: помощь в систематизации материала, расширение знаний, формулирование направлений для дальнейшего самостоятельного исследования.
Этапы: вызов, осмысление, рефлексия.
Суть: 3 колонки: «знаю» – «хочу узнать» – «узнал».
Этапы работы:
при актуализации знаний, - заполнение колонки «Знаю». В колонку «Хочу узнать» в ходе обсуждения темы - внесение мыслей и вопросов.
по ходу знакомства с текстом, в процессе обсуждения - заполнение графы «Узнали», ответы на поставленные вопросы.
подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Слайд 20
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК «Школа России» Тема: «Наши ближайшие соседи»
знаю.хочу узнать.узнал
Могу показать на политической карте Россию, её границы, столицу – город Москву..С какими государствами граничит наша страна?
Интересные факты об этих странах..Составление кластера в ходе урока.
Слайд 21
«Шесть Шляп Мышления»
Этап: рефлексия.
Суть метода: Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
Синяя: режим наблюдения за процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.)
Красная: эмоции, интуиция, чувства.
Желтая: достоинства и преимущества, перспективы и возможные выигрыши.
Черная: режим критики и оценки, указание на недостатки и риски.
Зеленая: режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая: мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Слайд 22
Урок математики, 3 класс, УМК «Гармония» Тема: Предметный смысл деления. Название компонентов и результата деления. Стадия рефлексии. Приём «Шесть Шляп мышления»