Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»
(В.А.Сухомлинский)
Слайд 2
Формирование читательской грамотности в начальной школе на основе процессуального мониторинга.
Носова Т.И.
Учитель начальных классов
МБОУ «Ойской СОШ» Ермаковского района.
Слайд 3
Цели мониторинга читательской грамотности обучающихся:
-создание системы комплексной оценки читательской грамотности обучающихся.
-обеспечение своевременного объективного отражения состояния формирования читательской грамотности обучающихся;
-отслеживание динамики качества формирования читательской грамотности, эффективности обучения в целях своевременного принятия корректирующих мер.
Слайд 4
1. Общее понимание и ориентация в тексте;
2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
3. Использование информации из текста для различных целей.
Слайд 5
Первая группа умений подразумевает общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи, поиск и выявление в тексте информации, ориентация в тексте, формирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Ответы на данные вопросы и подобные задания однозначны, их можно найти в тексте.
Слайд 6
Вторая группа умений включает в себя анализ, интерпретацию, обобщение информации, формирование сложных выводов и оценочных суждений. Задания и вопросы нацелены на проверку умения работать с разными формами информации (карта, таблица и др.), выявление причинно-следственных связей, интерпретацию фразы или слова, объяснение их значения.
Слайд 7
Третья группа умений охватывает способности, необходимые для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний из личного опыта ученика. Задания и вопросы ориентированы на проверку деятельности, умение применять собственный опыт для решения учебной задачи, анализировать конкретную ситуацию, рассуждать, сравнивать объекты, делать выводы на основе полученной информации, объяснять свою точку зрения.
Слайд 9
Повышенный- выполнено более 85% заданий. Базовый – 65%-84%. Пониженный- 30%-64%. Недостаточный- менее 30%
Слайд 10
Наименее сформированными являются компетенции, связанные с глубоким пониманием содержания и формы текста и с умением использовать информацию из текста для различных целей.
Слайд 11
Направления
Работа с
родителями.
Учебная деятельность учителя на уроке и во внеурочной деятельности
Эффективные технологии и приёмы.
Мониторинг читательской грамотности.
Слайд 12
Учебная деятельность учителя на уроке и во внеурочной деятельности
1. Формируем ЧГ не только на уроках литературы и русского языка, но и на других предметах начальной школы.
Слайд 14
По данной диаграмме составьте задачи.
Интерпретация информации, перевод несплошного текста в сплошной.
Слайд 15
2. Организация внеурочной деятельности.
-Кружок: «Литературная гостиная»
(чтение, театрализация, викторины, составление обложек к книгам, отзывов, кроссвордов, картинного плана, просмотр мультфильмов, анализ произведений, поиск информации по заданной теме).
-Занятия: «Работа с текстом»
на основе печатной тетради.
-Классные и внеклассные мероприятия.
- Библиотечные уроки.
Слайд 16
Эффективные технологии и приёмы.
Технология продуктивного чтения.
-предвосхищение
-изучающее чтение
-рефлексивное чтение
В этой технологии используем следующие приёмы
Слайд 17
Работа с родителями.
- Ведём разъяснительную работу среди родителей по повышению мотивации к чтению художественной и научной литературы младших школьников.
Проводим мероприятия, направленные на активное включение родителей в формирование читательской грамотности детей: беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник, тематическая консультация.
Систематически знакомим родителей с результатами диагностических работ, даём рекомендации.
Слайд 18
Мониторинг читательской грамотности. Этапы:
формирование комплекта диагностических работ;
диагностика;
обработка данных;
анализ, интерпретация результатов;
информирование субъектов об итогах мониторинга, рекомендации;
коррекция.
Слайд 19
ФРАГМЕНТ ТЕКСТА:
Прежде всего искусственный снег нужен для кино и телевидения. Невозможно угадать, будет ли снегопад в нужное для съёмок время или нет. Снег для кино делают из бумаги, пожарной пены, пластика…
Научились люди создавать и почти настоящий холодный снег – из мелких капель воды. Для этого изобрели снежную пушку. «Пушки» делают снег, чтобы можно было кататься на лыжах круглый год. А ещё такой снег очень нужен в зоопарках. Представьте, как тяжело белым медведям летом вдали от родной заснеженной Арктики!
ЗАДАНИЕ: Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ на основе текста. Обведи номера двух выбранных ответов.
1) для киносъемок
2) для зимних видов спорта
3) для телевидения
4) для зоопарков
Слайд 20
Ответ представлен в тексте в явном виде, но ученики путают два «конкурирующих» фрагмента информации (в данном случае два вида искусственного снега, о которых говорится в разных абзацах). Как правило, это происходит потому, что ребенок не перечитывает перед ответом нужный фрагмент текста, отвечает по памяти, не уточняя первое восприятие, и вместо ответов 2 и 4 отмечает ответы 1 и 3, 1 и 4 и др.
Слайд 21
ФРАГМЕНТ ТЕКСТА:
Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус 30 почти все растения погибнут. Сугробы спасают их от лютых морозов, а когда наступает весна, снабжают водой.
ЗАДАНИЕ: Для чего люди стремятся задержать снег на полях? Приведи два примера из текста.
Слайд 22
Ответ сформулирован впрямую, компактно, причем одна из причин (защита растения от мороза) названа тремя способами. И большинство ошибок связаны с тем, что дети не понимают, что в разных предложениях говорится об одном и том же, и выписывают синонимические отрывки, например: «1. Без снежного одеяла земля промерзнет. 2. При температуре почвы минус 30 почти все растения погибнут». А поскольку слова вопроса не повторяются в тексте, для их соотнесения нужно понимать синонимические замены и делать несложные умозаключения.
Слайд 23
РИСУНОК В ТЕКСТЕ:
ЗАДАНИЕ: Рассмотри рисунок. Если на улице 30 градусов мороза, на сколько градусов теплее земля под слоем снега толщиной 50 см? Обведи номер выбранного ответа.
1) на 3 градуса
2) на 27 градусов
3) на 20 градусов
Слайд 24
Задание предполагает решение несложной математической задачи: 30 – 3 = 27 Однако почти половина учеников работают только с готовыми данными на рисунке: выбирают ответ 1 (температура почвы под снегом) или производят механические операции с данными (вычитают из 50 см снега 30 градусов мороза)– об этом говорит выбор ответа 3. Без специальных указаний ученики просто не догадываются, что перед ними математическая ситуация.
Слайд 25
2014-2015 г.
2015-2016 г.