Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОУ
Слайд 2
Проект (лат.) –
«выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Прое́кт - уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели.
Слайд 3
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Слайд 4
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.
Слайд 5
Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Слайд 6
Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, т. к. помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Слайд 7
Значение проектного метода
- дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
- помогает осваивать окружающую действительность;
- способствует развитию творческих способностей;
- способствует умению наблюдать, слушать;
- помогает ребенку увидеть проблему со всех сторон;
- способствует развитию навыков обобщать и анализировать;
- развивает речь, память, мышление, воображение;
- формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;
- стимулирует к самосовершенствованию.
Слайд 8
Особенность проектной
деятельности в ДОУ
Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Слайд 9
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Слайд 10
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?
Хорошо, если возникают такие ситуации, когда
у ребенка возникают
какие – то вопросы, проблемы, с которыми он обращается к взрослым, или неожиданно возникает интересная для всех ситуация.
Что же делать, если такой счастливой случайности не произошло?
Слайд 11
Виды мотивации
(по Т. Н. Дороновой и С. Г. Якобсону)
Мотивация созидания
и личной заинтересо-ванности.
(Конечный продукт нужен самому ребёнку – поделка для игры, подарок маме и т. д.)
Игровая мотивация. («Помоги игрушке, персонажу»)
Мотивация помощи взрослому. («Помоги мне»)
Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, просьба или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
Слайд 12
Принципы мотивации:
нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть
у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;
действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Слайд 13
Основная цель проектного метода в ДОУ –
развитие свободной
творческой личности ребёнка
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
Развитие творческого воображения и мышления
ЗАДАЧИ
Развитие коммуникативных навыков
Развитие познавательных способностей
Слайд 14
Типология проектов в ДОУ
(по Е. С. Евдокимовой)
По доминирующей деятельности
Исследовательские.
Предполагают проведение опытов, экспериментов, исследований, после чего результаты оформляются в виде газет, альбомов, выставок.
Информационные.
Направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте.
Творческие.
Связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съёмкой видеофильма и др. Чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам»,спектакль для малышей.
Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них.
Практико-ориентированные.
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Предполагает обязательный практический выход.
Слайд 15
По характеру содержания
Ребёнок и семья
Ребёнок и природа
Ребёнок и рукотворный мир
Ребёнок и общество, и его культурные ценности
Слайд 16
По характеру контактов
Внутри одной возрастной группы
В контакте с другой возрастной группой
Внутри ДОУ
В контакте с семьёй
В контакте с учреждениями культуры,
общественными организациями
Слайд 17
По количеству участников
Индивидуальный
Парный
Групповой
Фронтальный
Слайд 18
По продолжительности
Краткосрочный
(от нескольких дней до месяца)
Средней продолжительности
(2 - 3 месяца)
Долгосрочный
(от нескольких месяцев и более)
Слайд 19
Этапы работы над проектом
ЭТАПЫ.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
I ЭТАП.
Организацион-ный.Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует.
Формулирует задачу.
Определяется продукт проекта..Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.
II ЭТАП
Планирование работы.Помогает в решении задачи.
Разрабатывает план достижения цели.
Помогает спланировать, составляет план-схему проекта.
Привлекает специалистов к осуществлению проекта.
Организует деятельность.
Объединяет детей в рабочие группы..Объединение в рабочие группы.
Распределение ролей, обязанностей.
III ЭТАП
Реализация проекта.Реализует проект..
Оказывает практическую помощь (при необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.).
Осуществляет сбор накопленного материала.
Способствует формированию специфических знаний, умений, навыков..Получают информацию из разных источников различными способами.
IY ЭТАП
Презентация проекта.Осуществляет подготовку к презентации, презентацию проекта..Подготовка к презентации продукта деятельности.
Представляют продукт деятельности.
Слайд 20
Роль родителей
в работе над проектом.
Посодействовать ребёнку в сборе информации.
Контролировать сроки выполнения.
Подсказать правила оформления проекта.
Участвовать в подготовке презентации.
Слайд 21
Структура оформления проекта.
1.Титульный лист
Полное наименование образовательного учреждения.
Название проекта.
Автор(ы) разработки.
Название города, год.
2. Содержание
Слайд 22
3. Паспорт проекта
Название проекта.
Руководитель проекта.
Участники проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Значимые мероприятия проекта.
Предполагаемый(е) продукт(ы) (результаты) проекта.Продукты проекта:
Ожидаемые результаты проекта:
-у детей:
-у педагогов:
-у родителей воспитанников:
Слайд 23
4. Пояснительная записка
Актуальность проекта (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению).
Тип проекта.
Состав участников проекта.
Сроки реализации проекта.
Продолжительность проекта.
Цель и задачи проекта.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
Материально-техническое обеспечение проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
- у детей;
- у педагогов;
- у родителей.
Слайд 24
Содержание проекта (Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата):
I этап – подготовительный:
задачи;
мероприятия.(мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.)
II этап – основной:
-задачи;
-мероприятия (примерная форма оформления)
Дата.Работа с детьми.Работа с родителями.Совершенство-вание РППС
...
III этап – заключительный:
-задачи;
-мероприятия (подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д.)
Слайд 25
4. Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достиг ли проект цели и как контролировался результат.
5. Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта
(конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей, фотографии и т. д.)
Слайд 26
Советы педагогам по работе над проектом.
Глубоко изучить тематику проекта.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Слайд 27
Список используемой литературы
1.Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
4.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
5.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.