Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Описание внешности человека
Урок русского языка в 7 классе
Слайд 2
Ответьте на вопросы:
Какие типы текста вы знаете?
- Повествование, описание, рассуждение
Чем они отличаются друг от друга?
- В повествовании мы рассказываем о каких-то событиях, в описании – описываем, а в рассуждении – доказываем тезис
Что можно описывать?
- Картину, природу, человека, животное, предметы, интерьер
Слайд 3
Перед Вами произведения живописи.
Каковы их жанры?
Как называется описание внешности человека?
Как называется описание природы?
Как называется описание неживой природы?
Слайд 4
ПОРТРЕТ
слово портрет заимствовано из фр. portrait,
от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар.
парсуна — от лат. persona — «личность; особа»— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слайд 5
Ответьте на вопросы:
Чем отличается портрет литературный и портрет художественный?
- Литературный и художественный портрет описывают внешность человека, но разными средствами
Слайд 6
Работа с учебником
Прочтём, что такое портрет. Стр. 35, №76
Для чего литературный портрет вводится в художественное произведение?
- Чтобы дать нам представление о внешности героя и указать на его внутренние черты
Какие же элементы могут входить в портретную зарисовку?
- Черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда
Слайд 7
Послушайте, как выглядел герой одной повести, которую вы читали
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Слайд 8
Какие элементы внешней характеристики использовал Короленко?
Мы узнали о цвете волос, глаз, об одежде мальчика
Только ли представление о внешнем облике героя может дать его портрет? Можем ли мы узнать что-то о его жизни?
Какие изобразительно-выразительные средства здесь использованы?
Как автор относится к своему герою?
Слайд 9
Работа с учебником
Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубровский» (упр. №81 – 2)
Чем остался недоволен Троекуров?
Каким требованиям должно отвечать деловое описание внешности человека?
Тексты каких стилей мы создаём в таких случаях?
Слайд 10
Творческая работа
Представьте, что потерялся мальчик. Дежурный милиционер попросил описать внешность мальчика. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщённых о мальчике и добавив недостающие
Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву «р».
Слайд 11
Самая «говорящая» деталь на лице человека – это глаза
Бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз.
Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд».
Слайд 12
Лицо
Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека по схеме:
сущ. + прил.;
местоимение + прил.;
сущ. + прич..
Круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
Слайд 13
задание
Напишите две миниатюры, описав внешность кого-то из знакомых
1). В минуту радости, огорчения, гнева
2). За каким-нибудь занятием, работой
Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя.