Презентация - Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина
Распечатать
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 15
  • Просмотров: 5063
  • Скачиваний: 2433
  • Размер: 7.5 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 1
Тема: «Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского» Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 63 Калиничева К.С. г. Тюмени

Слайд 2

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 2
Цели урока:
раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В. Г. Распутина, формировать умение анализировать художественное произведение, продолжить работу по развитию речи школьников; воспитывать у учащихся внимание к слову, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Слайд 3

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 3

Валентин Григорьевич Распутин
(15 марта 1937)

Слайд 4

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 4
Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Распутин без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутненного народного языка.

Слайд 5

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 5

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»

Слайд 6

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 6
Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующий классы, находилась только в районном центе Усть-Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному,
без родителей, без семьи. Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как пишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Слайд 7

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 7
«Уроки французского»
В рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои
обязанности и неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склоняется ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

Слайд 8

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 8
«Уроки французского»
В мальчике сочетаются светлая, весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах принесённых войной.

Слайд 9

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 9
Беседа по тексту:
- А что вы можете сказать о Лидии Михайловне?   - Кому противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием называется в литературе? А почему учительница решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? ( - Чем закончилась вся эта игра на деньги?

Слайд 10

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 10
Уроки доброты
Рассказ, через много лет после описанных в нем событий, помог Распутину найти ту самую учительницу. Она прочитала рассказ и узнала себя в нём; только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает.

Слайд 11

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 11
Уроки доброты
Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь.

Слайд 12

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 12
Уроки доброты
Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.
В.Г.Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Слайд 13

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 13
Тема и идея рассказа
Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Писатель концентрирует внимание читателя на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Идея рассказа «Уроки французского» - самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла в школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картине, но догадался, что это они».

Слайд 14

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 14
Вывод:
Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Слайд 15

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина, слайд 15
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему: "Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью?"
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.