Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Из практики преподавания русского родного языка
Вивдыч Лариса Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ с.Березовка,
Ивановский район
Слайд 2
Документы, регламентирующие преподавание курса в ОУ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Часть 4 статьи 14
граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Часть 6 статьи 14
язык, языки образования определяются локальными нормативными актами образовательной организации
Слайд 3
Действия образовательной организации
Шаг 1: разработать и утвердить локальный акт, определяющий язык, языки образования
Шаг 2 : согласовать данный локальный акт с коллегиальным органом управления образовательной организацией
Слайд 4
Действия образовательной организации
Выбор языка — право родителей до завершения получения ребенком основного общего образования (с учетом мнения ребенка) (ч. 1 ч. З ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться этим правом, родители должны подать письменное заявление на имя директора при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03).
Шаг 3: разработать и утвердить форму заявления на выбор языка, языков образования.
Слайд 5
Директору_(наименование ОО)
_ФИО
от_ФИО родителя
(законного представителя)
проживающего по адресу:_
контактный телефон:_
ЗАЯВЛЕНИЕ
На основании статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прошу организовать для моего ребенка _ФИО, обучающегося _ класса, изучение родного_языка и литературного чтения на родном (указать какой) языке.
«дата»
подпись
Слайд 6
С целью реализации прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа народов РФ
Приказы Минобрнауки России от 31 декабря 2015 №№ 1576, 1577, 1578
изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования
добавлены обязательные предметные области учебного плана:
на уровне начального общего образования *Родной язык и литературное чтение на родном языке на уровне основного общего и среднего общего образования
*Родной язык и родная литература
Слайд 7
Действия образовательной организации
Шаг 4: внести изменения в обязательную часть учебного плана, включив туда предметные области на уровне начального общего образования «Родной язык и литературное чтение
на родном языке»,
на уровне основного общего и среднего общего образования «Родной язык и родная литература»
Слайд 8
Действия образовательной организации
Шаг 5: внести изменения в основную образовательную программу в том числе:
целевые разделы,
содержательные разделы,
организационные разделы
Шаг 6: приобрести учебные пособия
(при внесении их в федеральный перечень)
Слайд 9
Примерная программа разработана на основе требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает:
• пояснительную записку,
• определение места учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане;
• основные подходы к отбору содержания курса;
• характеристику его основных содержательных линий;
• требования к результатам освоения основной ООП;
• примерное содержание учебного предмета «Русский родной язык».
Слайд 11
УМК для 5 класса
русский родной язык
Содержание ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с учебником позволит расширить представления учащихся об отражении в русском языке
истории,
материальной и духовной культуры русского народа,
о русской языковой картине мира,
о закономерностях и основных тенденциях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, в том числе связанных с коммуникацией в интернет-пространстве.
Слайд 12
УМК для 9 класса
русский родной язык
Содержание ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Особый акцент сделан на выявлении многообразных связей русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Значительно расширяются сведения о том, как действует языковая система в речи.
На первый план выводятся вопросы формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, в том числе связанные с коммуникацией в интернет-пространстве.
Слайд 15
Условные обозначения
Слайд 16
Структура параграфа как способ организации познавательной деятельности учащихся
Языковой материал для наблюдения;
Теоретические сведения, правила, выводы;
Система упражнений (языковых, коммуникативно направленных);
Тексты и система заданий к ним;
Орфографический и пунктуационный практикум.
Слайд 17
Система предметных рубрик
Создает возможность более эффективного изучения языкового, речевого и культуроведческого материала;
Повышает информационную насыщенность параграфа;
Помогает активизировать познавательную деятельность учащихся;
Материал рубрик позволяет связать лингвистический материал с фактами других наук (истории, этнографии, культурологии и т.д.).
Слайд 21
Навыки человека XXI века
Языковая грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
ИКТ-грамотность
Финансовая грамотность
Культурная и гражданская грамотность
Способность работать с информацией.Критическое мышление/решение проблем
Универсальность навыков и мышления
Креативность
Коммуникация
Сотрудничество, умение работать в команде
Сотрудничество в виртуальном пространстве.Любознательность
Инициативность
Настойчивость, выдержка
Адаптивность
Лидерство
Межкультурная компетентность
Социальный интеллект
Функциональная грамотность - …?
Слайд 22
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (лат. – направление) –
степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Основы духовной культуры(энциклопедический словарь педагога)
Как сформировать на уроках русского родного языка ?
Слайд 23
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Как обеспечить достижение на уроках русского родного языка?
Слайд 24
ПЛАНИРУЕМЫЕ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ по ФГОС ООО
На базовом и повышенном уровне сложности
Слайд 25
НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА научить
Работать с текстом
Критически мыслить
Использовать разные источники информации
Применять знания и навыки в нестандартных ситуациях
Отстаивать свою точку зрения в устной и письменной речи
Творчески решать задачи
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Технология дифференцированного обучения
Модульное обучение
Кейс-метод
Технология развития критического мышления
Технология проектов
Диалоговые технологии
Компьютерные технологии
Технология педагогических мастерских
Технология продуктивного чтения …
Слайд 26
Таксономия Блума
На её основе можно составить примеры заданий для школьников из различных предметных областей, по результатам которых можно судить о различных уровнях обученности.
Можно создавать задания разного уровня сложности, задания на создание продукта, предполагающее привлечение знаний из нескольких учебных предметов.
Слайд 27
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Учебно-научные, художественные, публицистические;
Описание, повествование, рассуждение;
Сплошные, несплошные, смешанные, составные;
Деформированные и недеформированные;
Устные и письменные;
Слайд 28
Текст - это
Одна реплика – это текст?
объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически);
Я помню всех, кто не перезвонил…
Владимир Вишневский
Здоровье дороже денег. (Посл.)
Слайд 29
Текст - это
речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека
Слайд 30
Сплошной текст
текст, не прерываемый включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, заголовками, иллюстрациями
Слайд 31
НЕСПЛОШНОЙ ТЕКСТ
списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы и др.
содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика)
Слайд 32
СМЕШАННЫЕ ТЕКСТЫ
сплошной + несплошной тексты;
вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга.
Слайд 33
СОСТАВНЫЕ ТЕКСТЫ
соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным
Слайд 34
Приёмы работы с текстом на уроках русского родного языка в 5 классе
Слайд 36
Чтение. Виды информации
Понимание текста - это вычитывание трёх видов текстовой информации:
фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
подтекстовой (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
Слайд 37
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
6. 1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Что изображено на картине? Какое настроение она передаёт?
2) Устно опишите картину, при необходимости используя данные сочетания слов.
Осенний пейзаж, яркие мажорные цвета, солнечный свет, неширокая речушка, невысокие берега, спокойное течение, прозрачная вода, медленно движется, разноцветные деревья, маленькая деревушка, золотая листва берёз, ясное небо, лёгкие белые облака, побуревшая осенняя трава, родная природа. 3) Дополните свой рассказ о картине, прочитав рубрику «Моя Россия»
Слайд 38
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Задание. Прочитайте (работа по вариантам) высказывания (упр. 1), проанализируйте их, представьте информацию для других учащихся. Чтобы рассказ был максимально информативным, продумайте, как включить в него материалы рубрики «Моя Россия»
Слайд 39
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 40
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 41
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 42
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 43
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 44
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Вхождение в урок (ценностно эмоциональный этап урока) Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на эту репродукцию?
Слайд 45
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 46
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 47
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 48
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 49
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С РУБРИКОЙ
Задание. Создайте свою рубрику. Включите в нее материал об орденах и медалях в Российской Федерации. За образец возьмите рубрику «Моя Россия» из учебного пособия «Русский родной язык»
Слайд 50
Исследовательский проект
Слайд 51
ВЫВОДЫ
Работа с текстом требует применения современных технологий обучения.
Необходимо работать с текстами разных функциональных разновидностей.
Шире использовать задания на преобразование информации в схемы, таблицы, графики.
Строить работу с ориентацией на планируемые результаты обучения.
Слайд 53
Ссылки
http://content. oto.mail.ru/mail/alena_mymail/_deti/i-489.jpg
http://picsdigest.com/wallpaper-6750/
http://imgfotki.yandex.ru/get/4427/126030467.80/0_5d7bd_f614e696_XL
http://yadi.sk/d/SCmILURALT2fY
Автор Пасечник Елена Аркадьевна ,
учитель истории МБОУ «СОШ№6»
г. Братска Иркутской области