Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Теоретические основы и практические рекомендации проблемы девиантного (отклоняющегося)поведения у детей
Слайд 2
Виды отклоняющегося поведения:
1. Социально-психологическая дезадаптация
2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение
3. Рискованное поведение
4. Суицидальное, самоповреждающее поведение
5. Аддиктивное (зависимое) поведение
6. Агрессивное поведение
7. Делинквентное поведение
Слайд 3
Признаки социально-психологической дезадаптации
• проблемы в межличностных отношениях
• нетипичные для ребенка эмоциональные реакции
• физиологические реакции
• навязчивые движения и действия
• конфликтное, агрессивное отношение к окружающим
Слайд 4
Рекомендации
учитывать динамику и протяженность проявления признаков социально-психологической дезадаптации;
обсудить на консилиуме с другими специалистами возможные варианты индивидуальной помощи ребенку;
дать почувствовать ребенку, что его состояние замечено, и педагог открыт к тому, чтобы оказать поддержку;
Слайд 5
Рекомендации
способствовать формированию устойчивого позитивного представления ребенка о себе;
организовать групповые мероприятия с использованием интерактивных форм работы;
организовать взаимодействие с психологом и социальным педагогом;
привлечь внимание родителей к проблеме ребенка.
Слайд 6
Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение
Ненадлежащее поведение:
оппозиционность
чрезмерное упрямство
открытое непослушание и неповиновение
вспыльчивость
обидчивость
склонность к частым спорам
выражение гнева
пренебрежение другими
нарушение статуса
сквернословие
нарушения правил
школьные прогулы
частые случаи обмана
побеги из дома
употребление алкоголя или наркотиков
Слайд 7
Как отличить серьезные проблемы в поведении от обычных временных трудностей
проанализируйте, не считается ли поведение ребенка проблемным только для Вас;
в некоторых случаях выраженные поведенческие проблемы являются следствием более серьезных состояний и проблем психического развития ребенка;
постарайтесь отделить кратковременные эксперименты, обусловленные возрастным кризисом, от устойчивых шаблонов проблемного поведения;
обращайте внимание не только на проблемное поведение, но и на сильные стороны ребенка, его положительные качества и способности.
Слайд 8
Рискованное поведение
часто предполагает
стремление к чему-то неизвестному, рискованному, героическому
активный поиск способов утверждения своего «Я»
стремление объединяться в группы
получать оценку от сверстников
поиск новых ощущений, сложных и интенсивных занятий
Слайд 9
Международная организация здравоохранения провела лонгитюдное исследование опасного поведения среди подростков 35 стран мира.
результат:
в возрасте до 15 лет почти 30% молодых людей включены в ту или иную модель рискового поведения
Слайд 10
Ситуации, требующие повышенного внимания
любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая
объективно тяжелая жизненная ситуация
наличие случая суицида (попытки) в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников
нестабильная семейная ситуация
личная неудача обучающегося на фоне высокой значимости и ценности социального успеха
ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником
резкое изменение социального окружения или уклада жизни
Слайд 11
Предохраняющие факторы
• любовь и забота в семье, доверительные отношения с родителями, поддержка со стороны значимых взрослых
• хорошие познавательные способности и чувство юмора
• внутренний самоконтроль, способность управлять гневом, целеустремленность, навыки принятия решений
• интерес к занятиям, социально-одобряемым увлечениям
• уважение других людей, законов и норм общества
• способность проявлять преданность, близость и сочувствие по отношению к другим
Слайд 12
Наличие одного или нескольких индикаторов еще не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением возрастного кризиса, следствием кризисной стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка или случайностью