Презентация - Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 1
Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

Слайд 2

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 2
Актуальность
1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. 2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии… 3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. 4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Слайд 3

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 3
Восприятие текстов младшими школьниками
• Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; • Слабость анализа и синтеза прочитанного; • Зависимость от небольшого жизненного опыта; • Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность; • Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; • Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи; • Преобладание репродуктивного уровня восприятия.

Слайд 4

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 4
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 5

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 5
Виды чтения:
1. Просмотровое 2. Ознакомительное - поисковое 3. Смысловое (критическое, изучающее) Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Слайд 6

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 6
Этапы становления навыка чтения
Аналитический этап Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.

Слайд 7

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 7
Синтетический этап
Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.

Слайд 8

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 8
Этап автоматизации
Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.

Слайд 9

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 9
Приёмы реализации
Обязательные ежедневные упражнения в чтении; Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов; Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления; Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе.

Слайд 10

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 10
Приём зеркального чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз, ребёнок не замечает логической ошибки, так как слово может и не иметь смысла; Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна. Приём призван акцентировать внимание ребёнка на окончаниях слов, что часто многие не делают (срабатывает момент угадывания и смысл фраз теряется вовсе) Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания.
Работа над сознательностью чтения

Слайд 11

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 11

Слайд 12

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 12

Слайд 13

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 13

Слайд 14

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 14
Методические приемы развития смыслового чтения
ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

Слайд 15

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 15
Ромашка Блума
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Слайд 16

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 16
Развитие критического мышления
СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, оставленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Слайд 17

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 17
Читаем и спрашиваем
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Слайд 18

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 18
Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Слайд 19

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 19

«Варианты развития событий»
1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? 3.Как будут развиваться события после финала?
Вариант 1
Вариант 1
Вариант 1
Схематичная модель «дерева предсказаний»

Слайд 20

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС, слайд 20
Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007 Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.