Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС
Слайд 2
Актуальность
1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Слайд 3
Восприятие текстов младшими школьниками
• Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
• Слабость анализа и синтеза прочитанного;
• Зависимость от небольшого жизненного опыта;
• Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;
• Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
• Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
• Преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Слайд 4
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Слайд 5
Виды чтения:
1. Просмотровое
2. Ознакомительное - поисковое
3. Смысловое (критическое, изучающее)
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.
Слайд 6
Этапы становления навыка чтения
Аналитический этап
Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.
Слайд 7
Синтетический этап
Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их.
На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами.
Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования.
Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.
Слайд 8
Этап автоматизации
Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом.
На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.
Слайд 9
Приёмы реализации
Обязательные ежедневные упражнения в чтении;
Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов;
Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления;
Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе.
Слайд 10
Приём зеркального чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз, ребёнок не замечает логической ошибки, так как слово может и не иметь смысла;
Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна. Приём призван акцентировать внимание ребёнка на окончаниях слов, что часто многие не делают (срабатывает момент угадывания и смысл фраз теряется вовсе)
Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания.
Работа над сознательностью чтения
Слайд 14
Методические приемы развития смыслового чтения
ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:
«!» - помечается то, что уже известно,
«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,
«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.
Слайд 15
Ромашка Блума
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
Слайд 16
Развитие критического мышления
СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, оставленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Слайд 17
Читаем и спрашиваем
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Слайд 18
Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Слайд 19
«Варианты развития событий»
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
3.Как будут развиваться события после финала?
Вариант 1
Вариант 1
Вариант 1
Схематичная модель «дерева предсказаний»
Слайд 20
Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000