Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Подготовила
педагог-психолог
Яненко Наталья Николаевна
Слайд 2
Младший возраст
это важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребёнок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять
нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании,
упорство в осуществлении своих целей.
Это значит, что ребёнку необходимо дать
больше самостоятельности и обогатить его
деятельность новым содержанием.
Слайд 3
Семизвездие кризиса 3 лет
Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Своеволие . Стремится все делать сам.
Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
Симптом обесценивания проявляется в том, что
ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать
родителей.
Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать
все, что он требует. По отношению к младшим с
сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Слайд 4
Родителям на заметку
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3-х лет:
Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности;
Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет»;
Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в результате его у ребенка может повыситься чувство ответственности;
Не приучать малыша к легким победам, давая повод для
самовосхваления: потом любое поражение для него станет
трагедией.
Чтобы кризис ребенка трех лет
прошел благополучно, любите
ребенка.
Слайд 5
Память
дошкольника 3-4-х лет
непроизвольная, характеризуется образностью.
преобладает узнавание,
а не запоминание.
хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Слайд 6
Внимание
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно.
Однако его устойчивость проявляется по-разному.
Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.
Слайд 7
Восприятие
В этом возрасте у ребёнка уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.
знает основные цвета:
красный, жёлтый, синий, зелёный.
Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт.
знает основные формы предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.
ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
Слайд 9
РАЗВИВАЮЩИЕ
ИГРЫ
МОЗАИКА
ГОЛОВОЛОМКИ
БУСЫ
ВКЛАДЫШИ
Слайд 10
Мышление
ребёнка 3 – 4 лет является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.).
Появляются первые элементарные формы обобщения – овощи, фрукты, одежда, мебель и т.д.
Слайд 11
Воображение
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий и т. д.
Слайд 12
Речь
высокая речевая активность, словарь ребёнка
содержит все части речи;
речь пока ещё ситуативная и диалогическая,
речь становится более сложной и
развернутой;
словарный запас увеличивается за год
в среднем до 1500 слов.
ребёнок знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Слайд 13
Игровая деятельность
дети охотно подражают игровым действиям взрослого.
игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе.
в играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх.
сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли.
неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек.
Постепенно (к 4 годам) ребёнок
начинает согласовывать свои
действия, договариваться в
процессе совместных игр,
использовать речевые формы
вежливого общения.
Слайд 14
Игровые предпочтения
мальчики в игре более общительны,
отдают предпочтение большим компаниям,
девочки предпочитают тихие, спокойные игры
Слайд 15
Детские страхи
темнота
одиночество
3. страх животных
Слайд 16
Как победить страх…
Для начала нужно поговорить с ребенком. Нужно осторожно и доброжелательно выяснить, чего именно ребенок боится.
Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, может привести к усилению проблемы.
Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
Слайд 17
Очень хороший метод - это сочинить вместе
с ребенком сказку или рассказ на тему его страха.
Конец истории должен быть обязательно о том, как
герой побеждает страх.
Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его.
Слайд 18
Спасибо за внимание!