Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Антон Павлович Чехов
Слайд 2
Актуализация знаний.
- Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
Какие предложения называются односоставными?
- Назовите изученные нами виды односоставных предложений.
Давайте поупражняемся в определении видов односоставных предложений. Выполните тест.
Слайд 3
Взаимопроверка
1 (А) 7 (А)
2 (Б) 8 (В)
3 (В) 9 (Б)
4 (В) 10 (А)
5 (В)
6 (В)
10-9 – «5»
8-7 – «4»
6-5 – «3»
4 и меньше –«2»
Слайд 4
Тема урока
Назывные предложения
Слайд 5
Усвоение новых знаний
Слайд 6
Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…
Ночь... Шепот... Сонный город...
Окна настежь... Лунный обломок...
Дым... Кофе... Горечь в горле...
Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
Песок... Часы... Мечты... Звезды...
Земля... Воздух... Люди... Вечность...
Я... Ты... И знак бесконечность...
Слайд 7
Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…
Ночь... Шепот... Сонный город...
Окна настежь... Лунный обломок...
Дым... Кофе... Горечь в горле...
Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
Песок... Часы... Мечты... Звезды...
Земля... Воздух... Люди... Вечность...
Я... Ты... И знак бесконечность...
Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…
Ночь... Шепот... Сонный город...
Окна настежь... Лунный обломок...
Дым... Кофе... Горечь в горле...
Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
Песок... Часы... Мечты... Звезды...
Земля... Воздух... Люди... Вечность...
Я... Ты... И знак бесконечность...
Слайд 8
Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными или номинативными. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.
Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.
Слайд 9
Принято считать, что номинативными называются только предложения с подлежащим, выраженным существительным. Случаи с местоимениями относят к неполным предложениям, в которых опущены какие-либо члены предложения, восполняемые из контекста.
Назывные предложения могут употребляться с конкретно-указательной частицей ВОТ, либо с эмоционально-оценочными частицами КАКОЙ, ВОТ И, ВОТ ТАК, НУ И, ЧТО ЗА и пр.)
Слайд 10
Промежуточный вывод.
Назывными (номинативными) являются предложения….
Главный член этих предложений выражен….
Назывные предложения могут употребляться…
По наличию или отсутствию второстепенных членов…
Назывные предложения могут быть распространены только…, выраженным….
Назывные предложения нужно отличать…
В конце назывных предложений может ставиться…
Слайд 12
Поэзия - есть одна из форм познания при помощи слова
А.А. Потебня
Слайд 13
А.А. Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Слайд 14
А.С. Пушкин
Мороз и солнце! День чудесный!
Слайд 15
С.А. Есенин
Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
Слайд 16
С.А. Есенин
Мелколесье, степь и дали.
Свет луны во все концы…
Слайд 17
Константин Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Слайд 18
А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Слайд 19
А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Слайд 20
Л.Н. Толстой
В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина
Слайд 21
А.Т. Твардовский
Черновой вариант
Кому смерть, кому жизнь, кому слава, На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой, И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый.
А под нами лежал берег правый, Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась.
Окончательный вариант
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.
Слайд 22
Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Каковы особенности назывных предложений? Где их можно встретить?
- Какие виды деятельности на уроке, с вашей точки зрения, были интересными?
- Что вызвало затруднение?
- Что вы можете сказать о качестве урока? Достигли мы поставленной цели?
- Кого из одноклассников вы бы отметили за хорошую работу на уроке?
Слайд 23
Домашнее задание.
Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему
«Школьная перемена».