Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технология развития критического мышления
Слайд 2
Словарь
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.
С. И. Ожегов
Педагогическая терминология
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику
Слайд 3
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений»
Авторы технологии
Слайд 4
Параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
Критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 5
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность субъектов в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и
инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с
конкретными жизненными задачами, выявлением и
решением проблем, с которыми дети сталкиваются в
реальной жизни
Слайд 6
Технология критического мышления предполагает:
Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися
Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся
Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками
Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций
Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний
Облегчение социализации учащихся
Слайд 7
Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление)
Слайд 8
Любое творчество начинается с постановки проблемы. П. В. Симонов
Стадия вызова
Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений
Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме, к получению новой информации;
Активизация интеллектуальной деятельности
Постановка учеником собственных целей обучения
Слайд 9
Для того, чтобы изобретать, надо быть в двух лицах. Один образует сочетание, другой выбирает то, что соответствует его желаниям. Поль Валери
Стадия осмысления
Учитель
Ученик
Поддержание интереса к учебной
деятельности и интеллектуальной
активности
Передача знаний, умений, навыков
Осмысленное понимание и усвоение нового материала
Достигается необходимое восприятие учебного знания
Происходит осознание своей деятельности
Получение новой информации
Корректировка учеником поставленных целей обучения
Слайд 10
Человек с развитым интеллектом – это человек сомневающийся, деликатный в высказывании и утверждении своей позиции, ответственный за принятое решение Е. С. Корольков
Стадия рефлексии
Максимально полная осознанность изученной информации
Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше
Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения
Закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций
Постановка учеником новых целей обучения
Слайд 11
Функции трех стадий технологии развития критического мышления
Стадия Функции
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Слайд 12
Приемы РКМЧП:
Дерево предсказаний
Таблицы
Чтение с остановками
Дневники и бортовые журналы
«Лови ошибку»
Зигзаг
«Мудрые совы»
Игра «Как вы думаете»
Создание «личностного» текста
Художественные формы письменной рефлексии
Решение творческих задач
Стратегия «Fishbone», ИДЕАЛ
"Пирамидная история"
Вводный вопрос
Толстые и тонкие вопросы
Корзина идей
Пересказ наперебой
РАФТ
Чтение со стопом
Уголки
Образ текста
Свободное письмо
Авторское кресло
«Ключевые слова»
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Слайд 13
Каждый педагогический прием – это нить, которая, переплетаясь, складывается в нечто целое, в систему. Анатолий Гин
Кластер:
Приемы РКМЧП:
Слайд 14
Приемы РКМЧП:
Инсерт:
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - противоречит тому, что знаю
не согласен
«?» - хочу узнать подробнее
Слайд 15
Приемы РКМЧП:
Таблица «З-Х-У»:
Таблица «Н-С-О»:
Знаю Хочу узнать Узнал
Наблюдаю Спрашиваю Отвечаю
Слайд 16
Приемы РКМЧП:
Двойной дневник:
Что привлекло мое внимание в тексте? Мои
комментарии
Слайд 17
Приемы РКМЧП:
Синквейн:
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Слайд 18
Технология критического мышления предполагает:
Изменение роли учителя
Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов.
Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности.
Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения.
Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск.
Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.
Слайд 19
Образовательные результаты:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.