Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста
в процессе ознакомления
с художественной литературой».
Выполнила воспитатель группы
«Вишенки» Бутынец Н.Г.
Слайд 2
Цель:
Развитие и воспитание личностных качеств детей дошкольного
возраста на примере героев художественной литературы.
Задачи:
Развивать креативность, творческие способности, умение анализировать, думать самостоятельно.
Развивать познавательный интерес, совершенствование памяти, интеллекта, внимания, воображения.
Воспитывать на примере героев художественной литературы такие качества человека, как честность, смелость, умение сочувствовать, доброту, товарищество, дружелюбие.
Слайд 3
«Книга- учитель, книга- наставник,
Книга- бесценный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.»
В.Ф.Боков
Слайд 4
Дошкольный возраст- важный период в нравственном развитии детей.
В это время у них активно формируются представления о хорошем и плохом,
поэтому нравственное воспитание направлено на формирование нравственных
чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на
гуманизме. Формирование чувств доброты, отзывчивости, чуткости, любви
к близким, уважение к людям, дружелюбия, сопереживания, любви к Родине,
сострадания, а также навыков культурных отношений в обществе, готовности к
совместной деятельности с позитивной установкой, саморазвитие- всё это
предполагает основная образовательная программа дошкольного учреждения,
согласно ФГОС ДО.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника
является художественное слово, которое воздействует не только на сознание,
но и на чувства и поступки ребёнка, вовлекает в
раздумья над поведением и поступками героев.
Слайд 5
Если художественное произведение затрагивает душу ребёнка, то система
работы по приобщению детей к чтению будет способствовать социально –
нравственному воспитанию детей.
Формы работы по приобщению к чтению детей группы «Вишенки».
Оформление стеллажа с книгами, в котором еженедельно меняется
литература в зависимости от лексической темы и календарных дат.
2. Оформление тематических выставок по произведениям писателей:
А.С. Пушкин, С.М. Маршак, К.И.Чуковский.
3. Создание книг- самоделок по произведениям детских писателей:
В.Драгунский «Заколдованная буква», «Хитрый способ», Н.Носов «Огурцы»,
М.Зощенко «Находчивая собака», народная сказка «Морозко».
4.Театрализация, Настольный театр на конусах
для рассказа Н.Носова «Карасик».
5.Картотека художественной литературы по
всем лексическим темам.
Слайд 6
6.Просмотр презентаций с разгадыванием кроссвордов, ребусов по книгам
Н.Носова и В.Осеевой.
7.Просмотр мультфильмов по книгам В.Сутеева «Мешок яблок», «Дядя Миша»,
«Палочка- выручалочка». По книгам В.Бианки «Приключения муравьишки».
«Мышонок Пик». По сказке Д.Н.Мамина- Сибиряка «Серая Шейка» и др.
8.Чтение художественной литературы в кругу друзей.
9.Дидактические игры, например «Плохо – хорошо» (о поступках героев).
10. Этюды- инсценировки с показом жестов и мимики героев.
11.Изготовление для родителей буклета «Задача взрослого - открыть ребёнку
чудо, которое несёт книга».
12.Ежемесячные рекомендации родителям
по домашнему чтению на стенде.
Слайд 7
После чтения произведения проходит работа по выяснению того, как дети поняли смысл рассказа (сказки), отмечаем положительные и негативные стороны героев, оцениваем поступки. Использую вопросы, повторное чтение эпизодов, пересказы, инсценировки отрывков, подбираем пословицы, проводим дидактические игры, например, «Найди ошибку», «Четвёртый лишний»,«Размотай «клубок» героев рассказов Н.Носова», проводим
логоритмику и играем в игру на внимание
при чтении «Стоп! Хлоп!»
Лексическая тема «Зима».
Рассказ Н.Носова «На горке».
Слайд 8
Беседа:
Что делали ребята во дворе?
Что делал Котька?
Почему отказывался выходить на улицу?
Что он сделал, когда все ушли обедать?
Зачем он принёс песок?
Что сказали ему ребята?
Как он исправил ошибку?
Представьте, что завтра ребята пойдут расчищать каток.
Как поступит Котька?
Подходит ли пословица «Сумел ошибиться- умей и исправиться»?
Проводим логоритмическое упражнение:
Обойди хоть все дворы- лучше не найдёшь горы.
Осторожно! Берегись! Детвора съезжает вниз!
Стоя. Сидя. На коленках. На картонках. На фанерках!
Не зевайте впереди! Не вставайте на пути!
Проводим пальчиковую гимнастику:
Без пальто гулял глупышка.
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
Слайд 9
Лексическая тема «Одежда». Рассказ Н.Носова «Заплатка».
Беседа:
Почему Бобке нравились его новые штаны?
Что случилось на прогулке? О чём Бобка стал просить маму?
Почему она отказалась чинить штаны?
Почему у мальчика сначала заплатка топорщилась?
Почему второй раз получилось хорошо?
Что же нужно для того, чтоб твою работу оценили?
ВЫВОД: нужно терпение, усидчивость, трудолюбие.
Проводим пальчиковую гимнастику:
Наша бабушка идёт и корзиночку несёт.
Села тихо в уголок, вяжет внученьке носок.
Вдруг котята прибежали, все клубочки размотали.
А внучата пришли- всё собрать помогли.
Слайд 10
Проводим игры на развитие мышц кисти рук.
1. Замотай нитки на катушку.
2. Застегни пуговицы на «рубашке».
3. Зашнуруй «Ботинки».
Лексическая тема «Посуда». Рассказ В.Драгунского «Хитрый способ».
Беседа:
1. Кто герои этого рассказа?
2. Кто в семье трудился на кухне?
3. Какую проблему поставила мама?
4. Какими способами решил помочь Дениска?
5. Почему они не годятся?
6. Какой способ предложил папа?
7. В чём же хитрость? А какой
способ существует в наше время?
Слайд 11
Игра «Четвёртый лишний»:
помощь, доброта, безделие, понимание;
трудолюбие, лень, сочувствие, старание;
забота, уважение, равнодушие, терпение;
самостоятельность, ответственность, отзывчивость, бездушие.
Логоритмическое упражнение:
На столе-то чайничек. На чайнике крышечка.
На крышечке шишечка. На шишечке дырочка.
Из дырочки дымок идёт. Дымок идёт из дырочки.
А дырочка на шишечке. А шишечка на крышечке.
А крышечка на чайнике.
А чайник на столе.
Слайд 12
Пантомима.
Изобразите жестами тот способ, который предложил Дениске папа.
Лексическая тема: «Посуда». Рассказ Н.Носова «Мишкина каша».
Беседа.
Почему ребятам пришлось варить кашу самим?
Кто говорил так: «Чего там варить? Чего там уметь?» Почему?
Делать самому и увидеть- это одно и то же?
А почему Мишка взялся варить кашу?
Почему же Коля дружит именно с Мишкой?
Зачем мне запоминать, раз Мишка всё знает»- прав ли Коля?
Как думаете, что сделают друзья, когда мама поедет в город ещё раз?
Объясните значение пословиц.
Друг познаётся в беде.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Слайд 13
Прослушивание песни В.Шаинского «Друг в беде не бросит».
Конкурс: «Узнай произведение Н.Носова по отрывку».
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку рыбу ловить, но в этот день им не повезло. Рыба совсем не клевала. («Огурцы»).
Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карасик плавал быстро и не давался в руки. («Карасик»).
Скоро стемнело. Мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась. («Мишкина каша»).
Вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её прямо в шляпу. («Живая шляпа»).
Лексическая тема: «Аквариумные рыбы». Рассказ Н.Носова «Карасик».
Беседа.
Что подарила мама Виталику?
На что он обменял карасика?
Почему мама хотела видеть Мурзика?
Слайд 14
Как Виталик пытался выручить Мурзика? Почему?
Можно ли считать его трусливым и злым мальчиком?
За что его можно похвалить и уважать?
Проводим дидактическую игру «Исправь ошибку».
Мама подарила Виталику аквариум с золотой рыбкой.
Коту Мурзику не нравилось смотреть на карасика.
Виталик поменял карасика на барабан.
Виталик боялся признаться маме , что обменял рыбку.
За обедом Виталик ел с аппетитом.
Когда мама вышла, Виталик сунул в карман кусок хлеба.
На душе было нехорошо, так как он обманул маму.
Когда Мурзик вернулся домой, то мама хотела его похвалить.
Виталик признался маме во всём.
Слайд 15
Заключение
Благодаря систематическому чтению произведений художественной литературы у детей формируется устойчивый интерес к рассказам таких детских писателей как Н.Носов, В. Драгунский, В.Сутеев, В.Осеева, С.Маршак, В.Бианки, Е.Пермяк, М.Зощенко, Л.Воронкова и других. Обсуждая эти рассказы, дети анализируют поступки героев и понимают «что такое хорошо»: это заботится о близких, о старших, проявлять чуткость, ответственность, патриотизм, формировать трудолюбие, честность, доброту, бережное отношение к природе.
Как сказал детский писатель Григорий Остер: «Читайте детям не нотации, а книги!»
Слайд 16
Выставка книг Н.Носова
Список художественной литературы по лексическим темам.
Слайд 17
Сборники рисунков по прочитанным книгам.
Слайд 18
Смотрим презентации и мультфильмы по лексическим темам.
Слайд 19
Тематическая выставка по сказкам А.С.Пушкина
Слайд 20
Чтение и обсуждение художественного произведения
Слайд 21
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Слайд 22
Выставка книг по творчеству К.И. Чуковского
Слайд 23
Ежемесечные рекомендации для родителей по чтению художественной литературы
Слайд 24
ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС!
Из какого рассказа эта иллюстрация?
Правильный ответ
«Мишкина каша»
Слайд 25
ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС
Из какого рассказа эти предметы?
Правильный ответ
«Заплатка»