Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЯН АЛОИЗИЙ МАТЕЙКО И ЕГО ДВЕ КАРТИНЫ
Серия: «Приложения к единым учебникам истории. Проект СССР».
Обработка – © Денис Паничкин
Слайд 2
Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-1858), в Академии художеств в Мюнхене (1859) под руководством Германа Аншютца и в Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 года возглавлял местную художественную школу.
Изначально своим призванием считал религиозное творчество. Неудача восстания 1863–1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила отказаться от этой тематики и посвятить себя исторической живописи. Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого.
Картины хранятся в Национальном музее (Варшава), Национальном музее (Краков), Львовской картинной галерее и других собраниях. Картины Матейко содержат ряд исторических неточностей, преимущественно в одежде, доспехах и вооружении польских рыцарей, гусар и повстанцев XV–XVIII веков.
Слайд 3
Когда в конце сентября 1939 г. германские нацисты ворвались в столицу Польши, они сразу же начали поиски картины Яна Матейки «Битва под Грюнвальдом». Полотно исчезло из музея перед самым захватом Варшавы гитлеровцами. Это казалось невероятным, но все сотрудники музея утверждали, что они ничего не знают о судьбе знаменитой картины.
Нацисты проявили упорство, был объявлен полицейский розыск. Картина, подобно борцам против нацизма, оказалась под следствием, к которому привлекали всё больше людей. Начались допросы, пытки. Тем, кого подозрении в «укрывательстве» творения Матейки, грозила смерть. Но люди молчали, хотя некоторые из них знали, что свернутое в трубку полотно зарыто в деревенском сарае далеко от Варшавы.
Что же придало им силы? Ради чего люди рисковали жизнью, а некоторые из них погибли? Наконец, что же в содержании картины вызвало такую ненависть нацистов? Ведь они не скрывали, что их цель - найти полотно для того, чтобы уничтожить его.
Германские нацисты считали себя наследниками воинственного Тевтонского ордена, и они хотели бы навеки забыть то, что запечатлел на холсте Ян Матейко.
Слайд 5
Картина создана в 1878 году. Национальный музей, Варшава.
Сюжет картины - Грюнвальдская битва (1410), в которой войска Королевства Польши и Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского разгромили немецкий Тевтонский орден.
«Масса подавляющего материала в «Грюнвальдской битве». Во всех углах картины так много интересного, живого, кричащего, что просто изнемогаешь глазами и головой, воспринимая всю массу этого колоссального труда. Нет пустого местечка: и в фоне, и вдали - везде открываются новые ситуации, композиции, движения, типы, выражения. Это поражает, как бесконечная картина Вселенной». (И. Е. Репин)
Слайд 6
На картине изображен решающий момент сражения 1410 г. между рыцарями Тевтонского ордена и объединившимися для отпора им поляками, литовцами, чехами, русскими. Уже покачнулось и сейчас упадет большое белое знамя с гербом ордена, повержены наземь закованные в латы крестоносцы в белых плащах с черными крестами, могучая рука пешего литовского воина сейчас сбросит с коня самого великого магистра ордена Ульриха фон Юнгингена. Это последнее мгновение перед неизбежным разгромом.
В картине присутствует христианско-мифологический мотив. Воин в львиной шкуре бьёт магистра Копьём Судьбы, которое, по преданию, хранилось в Вавельском замке.
Слайд 7
Завиша Чарный, польский дворянин
Витовт, великий князь Литовский
Ян Жижка, предводитель отряда богемцев
Слайд 8
15 июля 1945 г. на земле Восточной Польши, недавно освобожденной из-под власти гитлеровцев, проходило необычное торжество. Овеянные боевой славой части Войска Польского, которые вместе с Советской Армией освобождали свою страну, построились для того, чтобы отметить событие более чем полутысячелетней давности. Вместе с прибывшими в освобождённую Польшу литовцами, русскими, украинцами, белорусами и чехами польский народ праздновал 535-ю годовщину Грюнвальдской битвы.
Средневековое сражение около деревни Грюнвальд не было забыто. Память о нём пережила века и нашла отзвук в сердцах тех, кто громил гитлеровских захватчиков. 15 июля 1945 г. был заложен памятник в честь этого события.
Всегда, во все времена единство и сплоченность народов перед лицом общей угрозы были могучим оружием в борьбе с захватчиками.
Слайд 10
Картина создана в 1882 году. Национальный музей, Краков.
Сюжет картины - события 10 апреля 1525 года. В этот день герцог Альбрехт Гогенцоллерн (до этого - последний великий магистр Тевтонского ордена) принес вассальную присягу польскому королю Сигизмунду I. Матейко увековечил это значительнейшее событие в истории правления династии Ягеллонов, которое свидетельствовало о триумфе польского оружия и польской государственности.
Эту картину, как и предыдущую, министр пропаганды гитлеровской Германии Й. Геббельс также приказал найти и уничтожить.
Слайд 11
Статичность, монументальность композиции подчеркивает торжественность момента. Великий Магистр присягает на верность Сигизмунду, стоя на коленях перед его троном и передаёт штандарт с гербом Пруссии как символ вассальной зависимости.
Среди других участников действия мы видим: королеву Бону Сфорца и наследного принца, молодого Сигизмунда Августа, стоящего рядом со своим учителем Петром Опалинским.
Интересно, что в некоторых героях картины легко обнаруживается портретное сходство с самим Матейко. Таковы королевский шут Станьчик и архитектор Бартоломео Беретти, создатель часовни Сигизмунда, стоящий несколько поодаль от «эпицентра событий» (в левом нижнем углу картины).
Слайд 12
Во время войн Польши с Тевтонским орденом стали обнаруживаться серьёзные слабости рыцарского войска. Было уже немало случаев, когда «простонародное» пешее войско, организованное и отважное, наголову разбивало рыцарскую конницу.
Славянских и литовских воинов воодушевляла справедливая цель войны против рыцарей, которые постоянно вторгались в их земли. Тевтонский орден давно стал в их глазах объединением разбойников и грабителей. Армия, воодушевленная высокой идеей и справедливой целью, всегда оказывается в сражении особенно сильной.
Слайд 13
Спасибо за внимание!