Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
Закон РФ «Об образовании», статья14
Слайд 3
Под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения.
Содержание – совокупность элементов, которые составляют основу объектов и обуславливают существование, развитие и смену их форм.
Содержание образования в личностно ориентированном обучении воспринимается как среда для внутренних образовательных изменении.
Слайд 4
Основные теории содержания образования
Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт)
- Источником знаний является разум, поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека.
Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) - Основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки
Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер)
- Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика.
Слайд 5
Принципы формирования содержания общего среднего образования
принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, базовой культуры личности;
принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения;
принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования;
принцип гуманистической и гуманитарно-этической направленности содержания общего образования;
принцип фундаментализации содержания образования, наличие межпредметных связей;
принцип интеграции изучаемых курсов;
Слайд 6
Критерии отбора содержания общего образования
цель образования (развитие свойств личности, которые необходимы ей и обществу для включения в социально ценную деятельность);
отражение в содержании образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
научная и практическая значимость содержания образовательного материала, уровень экономического и технического развития государства;
учет международного опыта;
уровень возможностей учащихся;
традиции государства в области стратегии образования;
соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Слайд 7
КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук.
Содержание образования — система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.)
Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В.: Краевский)
Содержание образования — содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности (В.С. Леднев).
Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение: (А. В. Хуторской).
Слайд 8
Принципы построения содержания образования
Принцип учета социальных условий и потребностей общества.
Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования.
Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне.
Принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения.
Принцип доступности и природосообразности содержания образования.
Слайд 9
Требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Слайд 10
Федеральный Государственный образовательный стандарт
Стандарт – это норма, образец, мерило.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимающиеся в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Однако сам термин стандарт в отношении образования стал использоваться недавно.
Слайд 11
Общая структура стандарта
Базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представление стандарта.
Стандарт базовых образовательных областей.
Общая характеристика образовательной области (функции и цели образования).
Базовое содержание образовательной области.
Требование к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.
Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.
Слайд 12
Функции стандарта
Критериально-оценочная. Стандарт – это норма на которую ориентируется система образования при отборе содержания обучения, учебной нагрузки, при оценке результатов обучения.
Право на полноценное образование.
Сохранение единства образования пространства страны.
Гуманизация образования.
Управление – реализация этой функции связана с возможностью коренной перестановки существующей системы контроля и оценивание качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки определенного стандарта.
Повышение качества образования.
Слайд 13
Учебные планы
Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ:
Собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.
Рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.
Слайд 14
Структура учебного плана
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Он учитывает их личностные особенности.
Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
- обязательные занятия по выбору;
- факультативные занятия.
Слайд 15
Учебная программа
это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.
ВИДЫ ПРОГРАММ: типовые, рабочие школьные, авторские.