Презентация - Формы организации обучения

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Формы организации обучения
Распечатать
  • Уникальность: 99%
  • Слайдов: 62
  • Просмотров: 1785
  • Скачиваний: 236
  • Размер: 14.39 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Формы организации обучения, слайд 1
формы организации обучения

Слайд 2

Формы организации обучения, слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Формы организации процесса обучения Общая характеристика классно-урочной системы обучения Урок как основная форма организации обучения Нетрадиционные формы проведения современного урока Домашняя работа учащихся. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала

Слайд 3

Формы организации обучения, слайд 3
Форма обучения
означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов

Слайд 4

Формы организации обучения, слайд 4
Формы организации обучения и их развитие в дидактике

Слайд 5

Формы организации обучения, слайд 5
Индивидуальная форма обучения (самая древняя)‏
Сущность ее состоит в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально. В античный и в средневековый период была единственной формой организации обучения. С XVI века в связи с недостатками данной формы, главенствующая роль в обучении снижается. В некоторых странах использовалась до XVIII века. Достоинства: дает возможность полностью индивидуализировать содержание и методы, темп обучения; следить за развитием, вносить коррекцию, экономно работать; выбирать оптимальное время; дает хорошие результаты. Недостатки: неэкономичность; ограниченность сотрудничества и общения с другими учениками; отсутствие умения работать в коллективе; функция учителя сводилась к выдаче задания ученику и проверке его выполнения.

Слайд 6

Формы организации обучения, слайд 6
Индивидуальная форма обучения
К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. Наиболее распространенная форма индивидуальных занятий – репетиторство. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов – школьных, вступительных в вузы. Основой данной системы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником определенной системы требований. Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной программой.

Слайд 7

Формы организации обучения, слайд 7
Индивидуально-групповая форма организации учебного процесса
Сущность ее состоит в том, что занятия учитель ведет не с одним учеником, а с группой разновозрастных детей (уровень подготовки их был различен). Учитель поочередно спрашивал всех учащихся, вел работу с каждым учеником, объяснял каждому в отдельности новый материал. Остальные занимались своим делом. Поэтому учащиеся приходили в разное время дня и в начале, середине и в конце учебного года.

Слайд 8

Формы организации обучения, слайд 8
Классно-урочная система обучения
В XV и XVI веках в Европе возникла концепция коллективного обучения, которая была впервые применена в братских школах Белоруссии и Украины. Теоретически обосновал в XVII веке Я.А. Коменский. Сейчас классу и уроку более 350 лет. Она модифицируется и модернизируется. Сущность ее состоит в том, что: работают по единому годовому плану и программе, с постоянным составом учащихся одного возраста; расписание занятий; основной единицей занятий является урок; урок посвящен одному предмету, теме; работой руководит учитель; класс работает по единому годовому плану и программе, постоянному расписанию; признаками данной формы организации являются учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены. Достоинства: четкая организационная структура; простое управление учебно-воспитательным процессом; возможность сотрудничества «ученик-ученик», «ученик-учитель»; экономичность обучения, систематичность и последовательность. Недостатки: ориентирована на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого по знаниям и задерживается развитие способностей у более сильных учащихся; трудность в индивидуальном подходе, учете индивидуальных способностей.

Слайд 9

Формы организации обучения, слайд 9
Модернизация классно-урочной системы обучения

Слайд 10

Формы организации обучения, слайд 10
Белл - ланкастерская система взаимного обучения
Возникла в конце XVIII - начале XIX века. Основатели английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Сущность ее состоит в том, что старшие ученики под руководством учителя сами изучали материал, получив инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Учитель обучал много детей, но качество обучения было низким.

Слайд 11

Формы организации обучения, слайд 11

Слайд 12

Формы организации обучения, слайд 12

Слайд 13

Формы организации обучения, слайд 13

Слайд 14

Формы организации обучения, слайд 14

Слайд 15

Формы организации обучения, слайд 15

Слайд 16

Формы организации обучения, слайд 16

Слайд 17

Формы организации обучения, слайд 17

Слайд 18

Формы организации обучения, слайд 18

Слайд 19

Формы организации обучения, слайд 19

Слайд 20

Формы организации обучения, слайд 20

Слайд 21

Формы организации обучения, слайд 21

Слайд 22

Формы организации обучения, слайд 22

Слайд 23

Формы организации обучения, слайд 23

Слайд 24

Формы организации обучения, слайд 24
Классификация форм организации обучения

Слайд 25

Формы организации обучения, слайд 25

1. По составу и количеству учащихся:
временные постоянные массовые индивидуальные групповые

Слайд 26

Формы организации обучения, слайд 26
2. По месту работы:
школьные (классы, лаборатории)‏ внешкольные (дом, работа, экскурсии и др.)‏

Слайд 27

Формы организации обучения, слайд 27

3. По длительности времени обучения:
классный урок спаренные занятия уроки без звонка

Слайд 28

Формы организации обучения, слайд 28
5. По характеру управления учителем учебной деятельностью учеников:
репродуктивные проблемно-поисковые исследовательские

Слайд 29

Формы организации обучения, слайд 29
6. По дидактическим целям:
практика лекция семинар

Слайд 30

Формы организации обучения, слайд 30
Организационные формы обучения
урок практическая работа лабораторная работа видеоурок факультатив лекция семинар практикум консультация самостоятельная работа домашняя работа
экскурсия учебная конференция репетиторство (тьюторство)‏ менторство (назидание, поучение)‏ зачет экзамен трудовое и производственное обучение проблемный урок урок развивающего обучения и др.

Слайд 31

Формы организации обучения, слайд 31
Формы обучения обычно подразделяют на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные и парные. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия. При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Слайд 32

Формы организации обучения, слайд 32
Групповая и коллективная формы обучения
Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. При интенсивном групповом обучении наиболее необходимым атрибутом становится общение, а предметом общения являются ее продукты, к которым относятся непосредственный обмен информацией в процессе усвоения знаний, обмен результатами познавательной деятельности, их обсуждение, дискуссии. Разновидностью групповой формы обучения является классно-урочная система.

Слайд 33

Формы организации обучения, слайд 33
Фронтальная форма
все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих.

Слайд 34

Формы организации обучения, слайд 34
Парная форма
два ученика выполняют некоторую часть работы вместе. работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссиию.

Слайд 35

Формы организации обучения, слайд 35
3. Урок как основная форма организации обучения
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся

Слайд 36

Формы организации обучения, слайд 36

Слайд 37

Формы организации обучения, слайд 37
Общие требования к современному уроку
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной и познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Слайд 38

Формы организации обучения, слайд 38
Гигиенические требования к современному уроку
Температурный режим. Физико-химические свойства воздуха. Освещение. Предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности. Своевременное проведение физкультминуток. Соблюдение правильной рабочей позы учащихся. Соответствие росту школьника классной мебели.

Слайд 39

Формы организации обучения, слайд 39

Слайд 40

Формы организации обучения, слайд 40

Слайд 41

Формы организации обучения, слайд 41

Слайд 42

Формы организации обучения, слайд 42
Требования к уроку:
1. Четкость и определенность основной дидактической задачи и соответствие ей структуры (построения) урока. 2. Единство образовательных и воспитательных задач. 3. Разнообразие методов обучения, соответствующих задачам и содержанию урока и каждой его части. 4. Рациональное сочетание различных форм занятий: общеклассных, групповых и индивидуальных.
5. Сочетание активности познавательной деятельности учащихся с руководящей ролью учителя. 6. Связь урока с предыдущим и последующим уроками. 7. Учет возрастных особенностей учащихся. 8. Создание благоприятных условий для обучения и воспитания учащихся на уроке.

Слайд 43

Формы организации обучения, слайд 43
Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах. Структура—это соотношение и взаимодействие частей урока, которые отличаются своими задачами и характером деятельности учителя и учащихся.

Слайд 44

Формы организации обучения, слайд 44
ТИПЫ УРОКОВ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом; Уроки закрепления и повторения знаний; Уроки обобщения и систематизации знаний; Уроки выработки и закрепления умений и навыков; Уроки проверки знаний и разбора проверочных работ; Комбинированные(смешанные) уроки

Слайд 45

Формы организации обучения, слайд 45
Структурные элементы урока: 1. Организация начала урока — определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало. 2. Постановка цели и задач урока формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. 3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового. 4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся. 5. Закрепление — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний. 6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера. 7. Домашнее задание — сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения. 8. Подведение итогов урока — выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.

Слайд 46

Формы организации обучения, слайд 46
Урок изучения нового материала Цель: овладение новым материалом. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Содержанием урока является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на изучение.
Структура урока: повторение пройденного материала; объяснение нового и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
Виды: урок – лекция, урок – семинар, кино – урок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), смешанный (сочетание различных видов).

Слайд 47

Формы организации обучения, слайд 47
Структура урока: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
Урок закрепления и повторения знаний. Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке умений и навыков в специальных упражнениях. Вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.

Слайд 48

Формы организации обучения, слайд 48
Уроки обобщения и систематизации изученного посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Цель: установление уровня овладения теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы или по четвертям, полугодию, году.
Структура урока: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.

Слайд 49

Формы организации обучения, слайд 49
Цель: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование ЗУН.
Урок выработки и закрепления умений и навыков
При уточнении цели разбивается на: урок закрепления, урок повторения, урок комплексного применения знаний, урок формирования умений и навыков и др. Виды: урок самостоятельных работ, лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар и др.

Слайд 50

Формы организации обучения, слайд 50
Урок контроля и коррекции ЗУН Цель: оценка результатов учения, уровня усвоения. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках.
Структура урока: выполнение устных и письменных упражнений, заданий; выполнение практических заданий; проверка выполнения заданий. Виды: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, зачет, экзамен и др.

Слайд 51

Формы организации обучения, слайд 51
Элементы (этапы) традиционного комбинированного урока: организационный момент; проверка домашнего задания; объяснение нового материала; закрепление нового материала; применение знаний на практике и формирование умений и навыков; задание на дом.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы.

Слайд 52

Формы организации обучения, слайд 52
Обязательными элементами любого урока являются: • организационный момент, т. е. постановка целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала; • подведение итогов для: — оценки работы учащихся; — определения перспектив дальнейшей работы. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.

Слайд 53

Формы организации обучения, слайд 53
У традиционного урока есть ряд положительных сторон: организационная четкость педагогического процесса; систематический характер обучения; эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

Слайд 54

Формы организации обучения, слайд 54
К слабым сторонам типового урока можно отнести: ограничение деятельности учителя и учеников временными рамками; трудная сочетаемость с технологиями активного обучения; сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса; сильный акцент на передачу — усвоение — знаний, выработку умений и навыков при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.

Слайд 55

Формы организации обучения, слайд 55

Слайд 56

Формы организации обучения, слайд 56

Слайд 57

Формы организации обучения, слайд 57
БЛИЦ-ОПРОС
1. Сочетание словесных и наглядных методов составляют основу этого типа урока. 2. Назовите тип урока, главной целью которого является выработка практических умений и навыков. 3. Какой тип урока позволяет решать несколько дидактических задач? 4. Какие элементы являются обязательными в структуре любого урока? Почему? 5. Урок какого типа завершает целую тему или раздел? 6. На уроках этого типа деятельность учителя носит направляющий и координирующий характер. 7. Назовите тип урока, позволяющий учителю провести диагностику и коррекцию знаний обучающихся. 8. Цели этого типа урока позволяют реализовать практические методы обучения.

Слайд 58

Формы организации обучения, слайд 58
9. Восстановите структуру урока и определите его тип: 10. Определите тип урока по его структуре:
Организационный момент; 2. Объяснение нового материала; 4. 5. Применение знаний на практике и формирование умений и навыков; Задание на дом.
1. Воспроизведение теоретических знаний; 2. Выполнение практических заданий и упражнений; 3. Проверка выполнения самостоятельных работ; 4. Задание на дом.

Слайд 59

Формы организации обучения, слайд 59
6. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала

Слайд 60

Формы организации обучения, слайд 60
В подготовке учителя к уроку выделяют 3 этапа 1. Диагностика: - возможности учащихся; - мотивы их деятельности и поведения; - интересы и способности; - требуемый уровень обученности; - характер учебного материала, его особенность и практическая значимость; - структура урока и затрата времени на повторение знаний; - усвоение новой информации; - закрепление и систематизация знаний; - контроль и коррекция знаний и умений.

Слайд 61

Формы организации обучения, слайд 61
2. Прогнозирование - оценка различных вариантов проведение будущего урока; - выбор оптимального варианта. 3. Проектирование (планирование) - разработка плана урока (для опытных учителей); - составление конспекта урока (для начинающих учителей).

Слайд 62

Формы организации обучения, слайд 62
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.