Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
7 класс. Урок развития речи. Русский язык. Сравнительное описание внешности двух людей (парные портреты), нескольких людей (групповые портреты)
МБОУ «ОШ №109»
Учитель русского языка и литературы Чуйкова Н.А.
Слайд 3
По страницам прочитанных книг
Слайд 4
Примерный план характеристики героя
Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
Имя персонажа.
Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
Речевая характеристика.
Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
Семья. История жизни. Род занятий.
Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
Прямая авторская характеристика.
Отношение к герою других персонажей произведения.
Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
Оценка литературного персонажа его современниками.
Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Слайд 5
По страницам прочитанных книг
В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.
Пользуясь индивидуальной характеристикой можно сопоставлять несколько героев.
Слайд 6
Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.
Слайд 7
Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
Слайд 8
Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.
Слайд 9
Работа над сравнительной характеристикой начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию.
Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?
Слайд 10
Основания для сравнения
внешность;
возраст;
социальное положение;
родственные отношения;
отношение обоих к третьему лицу;
отношение к ним автора.
В заключение необходимо сделать вывод:
что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения
(для чего автор поставил их рядом)?
Слайд 11
Линии сравнения
портрет;
характер;
обстоятельства жизни;
поступки, поведение;
авторское отношение.
Слайд 12
Пример парного портрета по картине К. Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых»
С помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина?
Каков цветовой фон картины?
Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века.
Что дальше мы будем описывать?
На какие детали мы обратим внимание при описании?
Что объединяет, а что отличает героинь этой картины?
Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.
Слайд 13
№.Что сравнивается.Александра Афанасьевна.Ольга Афанасьевна
1.Поза, руки.Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки..Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.
2.Лицо.Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Тонкие черты..Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.
3.Глаза.Широко раскрыты, приветливы, лучисты..Прищуренные, добрые.
4.Взгляд.Выразительный, обращён к зрителям, добрый..Сосредоточенный, ласковый.
5.Нос.Маленький, короткий, аккуратный..Немного острый, средний по величине, прямой.
6.Рот, губы.Маленький, изящный рот; яркие алые губы..Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.
7.Волосы.Темные, плотно уложены и гладко причёсаны..Тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны.
8.Одежда.Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды..Одета в амазонку.
9.Характер.Романтичный. Открытая и свободная в разговоре..Мечтательный, сдержанный.
10.Отношение художника.Выписывает каждую деталь..Выписывает каждую деталь.
Слайд 14
Примерное начало
Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Слайд 16
Пример сравнительной характеристики братьев по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Слайд 17
Групповой портрет
Групповой портрет на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.
Это люди, объединенные общей профессией, одним временем ,пространственной средой, идеей.
В литературе обычно отдают описанию своего идейного отношения к героям через изображение фигур, одежды, движений.
Независимо от того, сколько человек изображено на портрете — двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них — тема индивидуальной жизни.
Слайд 18
Описание группового портрета
1. Произведение, автор.
2. Название (идея), описание эпохи, времени.
3. Количество персонажей (один человек, парный, групповой, групповой семейный)
4. Персонажи (мужчина, женщина, ребенок)
5. Изображение персонажа (в полный рост, поколенный, поясной, погрудный, голова),
а также положение (стоящий, сидящий или лежащий).
6. Атрибуты, описание элементов одежды: (человека окружают…., фигура человека находится среди.., около…, в окружении… и так далее)
7. Действия группы людей
8. Своё отношение