Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Задание 24 Составить сложный ПЛАН
+ 25
Слайд 2
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему ……….
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
!
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Слайд 3
Критерии оценивания ответа на задание 24
Максимальный балл 4
Критерий 24.2
Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана.1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей.1
Все иные ситуации.0
Раскрытие темы по существу.3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.3
Слайд 4
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.2
Слайд 5
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3. 2 и 1 балла.
ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов).0
Указания по оцениванию
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
Слайд 6
1. Познавательная деятельность
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Цели познания.
2. Этапы познания:
а) чувственное познание;
б) рациональное познание.
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 2 достаточно двух подпунктов.)
3. Проблема познаваемости мира:
а) оптимизм;
б) скептицизм;
в) агностицизм.
4. Виды познания:
а) научное познание;
б) житейское познание;
в) художественное познание;
г) религиозное познание и др,
5. Особенности научного познания:
а) системность и обоснованность;
б) объективность;
в) наличие специальных методов познания;
г) использование специального языка науки и др.
6. Особенности социального познания,
7. Истина.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 7
25. Обоснуйте сложность достижения истинного знания как результата познания. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие науки относят к естественным? (Навозите любые три науки.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки в жизни общества.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысля)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы;
1) обоснование;
2) ответ на вопрос:
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх наук.)
3) три примера, иллюстрирующих реализацию различных функций,
Засчитываются. только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)
Слайд 8
1.Истина – это знание, которое соответствует объекту познания. Несмотря на то, что основным критерием истинного знания является практика, не каждое истинное знание можно проверить практическим путем. На пути к достижению истинного знания существуют препятствия: некорректная работа органов чувств, неточные расчёты, искажённое восприятие чужого опыта, что приводит к заблуждению, а не истине.
2. К естественным наукам относят: биологию, метеорологию, физику.
3. Социальная функция науки: ученые в области вирусологии выяснили причины, почему вирус Ковид-19 так опасен для людей и дали рекомендации населению по профилактике короновирусной инфекции.
- Познавательно-объяснительная: при помощи эксперимента учёные физики объяснили силу тока.
- Прогностическая : ученые метеорологи предсказали в ближайший год потепление температуры по всей планете на 3 градуса.
Слайд 9
25. Правильно даны обоснование и ответ на вопрос, приведены три примера (всего пять элементов ответа) при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.4
Правильно приведены только четыре любых элемента ответа при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности ошибки.3
Правильно приведены только три любых элемента ответа при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности ошибки.2
Правильно приведены только два любых элемента ответа при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности ошибки.
ИЛИ Правильно приведены любые три-пять элементов ответа при наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности ошибки.1
Правильно приведён только один любой элемент ответа.
ИЛИ Правильно приведены любые два элемента ответа при наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности ошибки.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный.0
Максимальный балл.4
Слайд 10
Указания по оцениванию.
Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:
— если таких элементов / позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;
— если такой элемент / позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям.
Правильно даны обоснование и ответ на вопрос, приведены три примера (всего пять элементов ответа).4
Правильно приведены только четыре любых элемента ответа.3
Правильно приведены только три любых элемента ответа.2
Правильно приведены только два любых элемента ответа.1
Правильно приведён только один любой элемент ответа.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.0
Максимальный балл.4
Слайд 11
2. Взаимосвязь образования и науки в современном обществе
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Наука и образование как области духовной культуры.
2. Наука И образование как социальные институты общества:
1) функции образования в современном обществе;
2) развитие науки как фактор общественного прогресса;
3) государственное регулирование науки и образования.
3. Влияние образования на науку:
1) подготовка научных кадров в высшей школе;
2) формирование у молодёжи представлений о научной деятельности и статусе учёного;
3) непрерывность образования и самообразование как фактор развития науки.
4. Воздействие науки на образование:
1) изучение основ науки в рамках школьных предметов;
2) превращение университетов в научные центры;
3) появление технополисов (Академгородок, Сколково).
5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 12
25. Обоснуйте необходимость изучения основ наук в школе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие методы освоения научного знания используются в школьном обучении? (Назовите любые три метода.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему образовательную деятельность, направленную по получение научных знаний. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных метода.)
Без знания основ химии нельзя понять фундаментальные законы этой науки, понять процессы, которые происходят в живом организме, например, обучаясь на врача.
Изучение математики учит логически мыслить, делать умозаключения, а это овладение этим умением необходимо для многих профессий, и для архитектора и для юриста.
2. В 10-м классе при написании индивидуального исследовательского проекта, я использовала методы: эмпирические, экспериментально-теоретические и теоретические
3. Эмпирический метод: например, анкетирование - для сбора сведений используется специально оформленный список вопросов анкета. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, необходимо четко сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, определить, кому их задавать. При помощи этого метода можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода - анонимность.
Экспериментально-теоретический: моделирование - предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений или процессов путем построения и изучения их модели. Моделью можно назвать образ какого-либо объекта, например, модель молекулы.
Теоретический: обобщение – прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
Слайд 13
3. Мировая экономика
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие «мировая экономика».
2. Международное разделение труда как основа мировой экономики:
а) природные условия и обеспеченность природными ресурсами;
б) демографические ресурсы и специфика экономически активного населения;
в) уровень экономического развития, НТП и пр.
3. Субъекты мировой экономики:
а) государства;
б) транснациональные компании;
в) международные экономические организации.
4. Характерные черты современной мировой экономики:
а) развитие международной торговли;
б) международный характер финансовой сферы;
в) экономическая глобализация; 4
г) цифровая экономика.
5. Положительные и негативные последствия экономической глобализации.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 14
25. Обоснуйте противоречивость процессов экономической глобализации в современном мире. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие факторы способствуют развитию процессов глобализации в сфере экономики? (Назовите любые три фактора.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему усиление глобализационных процессов под влиянием данного фактора. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных фактора.)
1. Процесс глобализации экономики неоднозначен: С одной стороны, глобализация облегчает взаимодействие между разными странами, ведёт к ускорению экономического роста, способствует увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной областях.
С другой стороны, глобализация вызывает серьёзные негативные последствия, проблемы и риски. Это связано с тем, что сбои в какой-то системе очень быстро передаются по всему миру. Подтверждение - американский финансово-экономический кризис 2008 г., который перерос в мировой. Глобальный кризис обострил локальные конфликты, спровоцировал политические кризисы, привёл к обнищанию миллионов людей и обогащению единиц.
2. техническое развитие, либерализация торговли, признание ценностей рыночной экономики и свободной торговой системы
3. техническое развитие - допускает уменьшение расходов на транспорт и связь, на хранение и поиск информации, а также обработку полученных данных. Электронная почта, Интернет –проявления данного фактора.
либерализация торговли - стирание тарифных и нетарифных границ, либерализация торговли сделала международную торговлю свободной, независимой, вызвала ограничение политики протекционизма. Это проявилось в создании режима наибольшего благоприятствования как способа либерализации торговли. В 1946 г. это было закреплено в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, которое переросло во ВТО.
признание ценностей рыночной экономики и свободной торговой системы - объединение идеологий началась с политических и экономических реформ, начавшихся в 1978 годах. Затем продолжилась волной революций, которые прошли по Центральной и Восточной Европе, начиная с 1989 годом и заканчивая декабрем 1991 года, когда распался Советский Союз.
Слайд 15
4. Биосоциальная сущность человека
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Проявление биологической природы человека:
а) функционирование внутренних органов и систем;
б) первичные (физиологические) потребности;
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) роль наследственности в развитии человека;
б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 16
25. Обоснуйте необходимость системы социальных ценностей для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Кто является агентами вторичной социализации? (Назовите любых трёх агентов вторичной социализации.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его социализирующую роль. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры, не должны дублировать друг друга, по содержанию.)
1. Ценности, накопленные всеми предыдущими поколениями, становятся культурным опытом, традициями.
Именно ценностные ориентации, сформированные в молодости, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля и поддержания порядка.
2. СМИ, армия, политическая партия
3. СМИ- благодаря СМИ массовое сознание может совершить переворот на 360 градусов в своих мнениях, относительно какого - либо общественного события, может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание - информационная война
полиция- за нецензурные выражения в общественном месте — штраф
политическая партия- партия «Единая Россия» создала молодежной движение «Молодая гвардия», одним из приоритетных направлений деятельности которой является «Я – гражданин» (патриотическое и социальное направление)
Слайд 17
5. Институт президентства в Российской Федерации
1. Правовой статус Президента России:
а) является главой государства;
б) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
в) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
г) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;
д) обладает неприкосновенностью.
2. Требования к кандидату в Президенты России:
а) наличие российского гражданства;
б) достижение 35-летнего возраста;
в) постоянное проживание в Российской Федерации не менее 25 лет и др.
3. Присяга Президента России.
4. Полномочия Президента России:
а) кадровые назначения;
б) общее руководство Правительством Российской Федерации;
в) является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации;
г) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
д) награждает государственными наградами Российской Федерации;
е) издаёт указы и распоряжения и др.
5. Прекращение исполнения полномочий Президента России:
а) в связи с истечением срока его пребывания в должности;
б) в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия;
в) в случае отрешения от должности.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 18
25. Обоснуйте объективный характер неоднородности политической элиты обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких в демократическом распространённых предложениях.)
Какие типы политического лидерства вам известны? (Назовите любые три типа политического лидерства.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политического лидера в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован, развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
1. Принцип разделения властей предполагает выполнение представителями политической элиты разнообразных функций (законодательных, распорядительных, правоприменительных), что требует различных умений и навыков и приводит к появлению различных политических статусов. В демократическом обществе существует не только правящая, но и оппозиционная элита (контрэлита), которая, не получив законного места в политической системе, продолжает бороться за власть, предлагая собственную программу развития общества.
2. 1. Традиционное лидерство. 2. Рационально-легальное лидерство. 3. Харизматическое лидерство.
3. Традиционное лидерство – основано на традициях и происхождении. Наследный принц обязательно станет королем. Несмотря на то, что у него нет лидерских качеств и политического склада ума.
Харизматическое лидерство - основано исключительно на личности самого лидера, на его ораторском искусстве и харизме. Или на образе, который приписывает ему народ, поддерживает и раздувает ближайшее окружение и СМИ. Основой харизматического лидерства является превосходство лидера над другими.
Рационально-легальное – лидерство основывается на законодательно-правой базе государство. Например, президент избирается по законам своей страны. Граждане доверяют ему управление на какой-то срок и возлагают на него должность, предполагающую определенные обязательства.
Слайд 19
6. Структура высших органов государственной власти в Российской Федерации
1. Конституция РФ о системе высших органов власти в стране.
2. Институт президентства:
а) Президент РФ — глава государства;
б) порядок избрания Президента РФ;
в) полномочия Президента РФ.
3. Федеральное Собрание РФ — законодательная ветвь власти:
а) выборы депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации;
б) полномочия Государственной Думы и Совета Федерации;
в) порядок рассмотрения законов в Государственной Думе.
4. Правительство РФ — исполнительная власть:
а) структура Правительства;
б) порядок формирования Правительства;
в) основные полномочия.
5. Органы высшей судебной власти в Российской Федерации:
а) для чего был создан Конституционный Суд;
б) основные функции Верховного Суда;
в) роль арбитражного суда в системе судопроизводства.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 20
25. Обоснуйте вывод о том, что именно Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное взаимодействие государственной власти. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие конституционные полномочия Президента способствуют координации деятельности всех ветвей власти? (Назовите любые три полномочия.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность Президента, направленную на обеспечение единства государственной власти. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных полномочия.)
1. Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
2. 1- кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом; 2-право на подписание либо отклонение федеральных законов, обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием; 3- использование согласительных процедур для разрешения споров.
3. 1 -Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора.
2. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом.
3. частой формой использования согласительной процедуры Президентом России являются непосредственные переговоры. Если применение согласительных процедур не приводит к согласованному решению, то Президент России в соответствии с Конституцией может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда
Слайд 21
7. Проблемы экологии в современном мире
1. Глобальные проблемы, их виды.
2. Сущность экологических проблем и их связи с другими глобальными проблемами.
3. Причины появления экологических проблем в современном мире:
а) рост численности населения Земли;
б) масштабы деятельности человека;
в) нерациональное использование природных ресурсов и др.
4. Проявления и последствия экологических проблем:
а) вымирание растений и животных;
б) загрязнение Мирового океана;
в) исчерпание полезных ископаемых и др.
5. Пути решения экологических проблем:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) движения «зелёных» и др.
Наличие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 22
25. Обоснуйте оценку глобализации как противоречивого процесса. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях)
Какие проблемы человечества относят к глобальным? (Назовите любые три группы проблем, кроме экологических.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ / путь решения данной проблемы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто, В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа/пути решения данной проблемы.)
1. К процессу глобализации невозможно относиться однозначно. Он оказывает как большое положительное влияние на общество, так и огромное отрицательное воздействие. Значительная часть человечества получила немыслимый прежде доступ к знаниям и сведениям благодаря прогрессу в сфере технологий, в частности, Интернету. Глобальный охват конкуренции подстегивает производительность труда, поощряет научные разработки, привлекает капитал в зоны социальной стабильности. Однако, гораздо более значимыми оказываются негативные последствия глобализации. Два ее параметра: неравномерность глобализации и ее плохая управляемость – вызывают наибольшее беспокойство. Глобализация проявляет себя далеко не во всех странах и регионах одинаково и не по всем аспектам сразу.
2. Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны. Демографическая. Экологическая
3. 1 -Сотрудничество с ООН по вопросам мирного решения конфликтов, сотрудничество стран по обеспечению контроля над производством ядерного оружия, а также прекращение гонки вооружений. Необходимость решения внешних и внутренних конфликтов дипломатическим путем («политика ненасилия»)
2. Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.
3. Помочь формированию экологического сознания, создать экологически чистые технологии, безотходные производства. Проводить в странах экологическую политику. Наладить международное сотрудничество по вопросам экологической безопасности и поддержания природы. Создавать и развивать национальные парки и заповедники.
Слайд 23
8. Объекты микроэкономики
1. Домохозяйства:
а) домохозяйства как потребители товаров и услуг;
б) домохозяйства как поставщики ресурсов;
в) распределение доходов между домохозяйствами.
2. Фирмы:
а) сущность фирмы;
б) малый и крупный бизнес;
в) цели деятельности фирмы.
3. Сектора экономики:
а) сельское и лесное хозяйство;
б) строительство;
в) торговля;
г) финансы и др.
4. Рынки товаров и услуг.
5. Рынки ресурсов.
Наличие любых двух из 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 24
25. Обоснуйте необходимость участия государства в современной экономике. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Что относят к общественным благам? (Назовите любые три общественных блага.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему использование данного блага. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры, должны иллюстрировать три различных признака общественного блага.)
1. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей . функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов.
2. дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты
3. 1. в условиях распространения ковида, предоставляется бесплатная вакцинация
2. Бесплатное образование: гражданка А написала заявление о приёме её сына в 1 класс школы
3. Дорога является общественным благом, так как по ней может пройти любой человек и это не требует дополнительных затрат.
Слайд 25
9. Система финансовых институтов в Российской Федерации
1. Понятие финансового института.
2. Функции финансовых институтов:
а) сбережение финансовых ресурсов;
б) организация валютных операций;
в) посредническая деятельность и др.
3. Банки — важнейшие финансовые институты:
а) виды банков в Российской Федерации;
б) Центральный банк РФ;
в) коммерческие банки.
4. Основные функции ЦБ:
а) обеспечение устойчивости рубля;
б) развитие банковской системы;
в) обеспечение стабильности финансового рынка и др.
5. Другие финансовые организации:
а) особенности деятельности коммерческих банков;
б) чем занимаются микрофинансовые организации;
в) страховые компании и их место в финансовой системе.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 26
25. Обоснуйте необходимость укрепления и развития финансовой системы в нашей стране. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие меры использует Центральный банк России для укрепления финансовой системы страны? (Назовите любые три меры.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность ЦБ, направленную на укрепление финансовой системы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные меры.)
В настоящий момент финансовая система РФ испытывает негативные внешние воздействия, обусловленные зарубежными санкциями. Среди главных недостатков можно указать: большая зависимость от конъюнктуры внешних рынков - как финансовых, так и сырьевых; несоответствие уровня развития финансовой системы и масштабов экономики; нерациональность и неэффективность вложения денежных ресурсов; стабильный дефицит финансовых ресурсов, предназначенных для долгосрочного вложения. Кроме того, пристальное внимание должно быть уделено теневому сектору экономики. Значительная часть финансовых операций осуществляется нелегально. Расширение взаимосвязей между основными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) формирует благоприятные условия для возникновения финансовых звеньев.
Осуществление денежно-кредитной политики государства, кредитование коммерческих банков, обеспечение стабильной деятельности банковской и финансовой систем, поддержание устойчивости национальной денежной единицы, хранение запасов денежных средств и золота.
3. 1. эти действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.
2. каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.
3. Банк России регулирует работу кредитных организаций: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право: выдавать, отзывать, аннулировать банковские лицензии; принимать меры для спасения банков — санации и др.
Слайд 27
10. Международные экономические отношения
1. Факторы, влияющие на международные экономические отношения:
1) международное разделение труда;
2) глобализация;
3) деятельность международных организаций;
4) социально-политические события в мире;
5) политика государства и др.
2. Международное разделение труда как основа международных экономических отношений. Основы экономической специализации стран:
1) природные условия и обеспеченность природными ресурсами;
2) демографические ресурсы и специфика экономически активного населения;
3) уровень экономического развития, НТП и пр.
3. Международная интеграция и ее формы:
1) зона свободной торговли;
2) таможенный союз;
3) общий рынок;
4) экономический союз;
5) полная экономическая интеграция.
Слайд 28
25. Обоснуйте необходимость международного экономического сотрудничества в современном обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие формы международного экономического сотрудничества поддерживает Российская Федерация? (Назовите любые три формы.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему взаимовыгодный характер экономического сотрудничества для каждого из его участников. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные формы.)
Международное экономическое сотрудничество представляет собой процесс координации действий и объединения усилий различных стран мира для решения сложных социально-экономических проблем развития мировой экономики. Необходимость МЭС в обеспечении устойчивого роста мировой экономики, оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах с целью реализации основного права каждого человека на жизнь, свободную от голода, бедности, невежества, болезней и страха. МЭС оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных стран и регионов. Оно позволяет странам реализовывать многие экономические проекты, которые сложно, а иногда - в силу масштаба расходов и качества ресурсов - невозможно реализовать отдельной стране, обеспечивает сбалансированное развитие мировой экономики на основе согласования интересов отдельных стран, уменьшении количества межстрановых конфликтов.
внешняя торговля, вывоз капитала, научно-техническое сотрудничество, кредитно-финансовые отношения, предоставление различного рода услуг, международный туризм, совместное строительство объектов и т.д.
Международная торговля предполагает вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) или только вывоз, или только ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей.
Вывоз капитала представляет собой вывоз денежных средств из одной страны в другую для выгодного их размещения. Вывоз капитала осуществляется в виде предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капиталов.
Международная миграция рабочей силы - это международное перемещение работников, связанное с поиском занятости в других странах.
Слайд 29
10. Международные экономические отношения
4. Направления экономического сотрудничества:
1) международная торговля;
2) создание ТНК;
3) валютно-кредитные отношения;
4) движение капиталов и зарубежные инвестиции;
5) миграция рабочей силы и пр.
5. Международная торговля:
1) экспорт;
2) импорт;
3) сальдо торгового баланса;
4) Всемирная торговая организация (ВТО) — основной регулятор международной торговли;
5) политика государств в области международной торговли.
6. Международная валютно-финансовая система и международный валютный рынок. Международные валютнокредитные организации:
1) Международный валютный фонд (МВФ);
2) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
3) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 30
11. Взаимосвязь сфер жизни общества
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
1. Общество как система.
2. Основные сферы общественной жизни:
1) экономика;
2) социальные отношения;
3) мир политики;
4) сфера духовной культуры.
3. Влияние экономики и политики на другие сферы общества:
1) роль материального производства в развитии общества;
2) связь социальной структуры и типа экономической системы;
3) может ли политика стать определяющим фактором общественного развития?
4. Воздействие духовных ценностей и приоритетов на различные стороны общественной жизни:
1) мотивы к труду и его эффективность;
2) создание социальных норм как регуляторов общественной жизни;
3) влияние науки и образования на развитие всех сфер жизни общества.
Слайд 31
25. Обоснуйте позитивное воздействие духовной сферы или её компонентов на все остальные сферы жизни общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В чём конкретно может проявляться это воздействие применительно к каждой сфере? (Назовите любые три проявления.) Для каждого случая приведите по одному примеру, иллюстрирующему позитивное воздействие духовной сферы или её компонентов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
1. Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.
2-3. Духовная сфера+Политика= создание государственной идеологии
Духовная сфера+Социальная сфера=общественное сознание, доступность дух. ценностей всем классам.
Духовная сфера+экономика=проблемы финансирования образования, культуры, науки; непосредственное производство и потребление дух благ.
После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.
Слайд 32
12. Политическая система общества
1. Понятие политической системы общества.
2. Признаки политической системы общества:
а) устойчивая взаимозависимость элементов политической жизни;
б) упорядоченность политических отношений;
в) совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие и др.
3. Подсистемы политической системы общества:
а) организационная (институциональная);
б) нормативная;
в) коммуникативная;
г) культурная.
4. Функции политической системы общества:
а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп;
б) определение целей и направлений развития общества и государства;
в) интеграция, активизация и мобилизация больших социальных групп, политическая социализация граждан;
г) выдвижение политических идей, создание идеологий;
д) выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организаций и др.
5. Типы политических систем:
а) англо-американская;
б) континентально-европейская;
в) доиндустриальная и частично индустриальная;
г) тоталитарная.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 33
25. Обоснуйте необходимость общенациональных политических ценностей для стабильности государства. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Каковы основные принципы демократии? (Назовите любые три принципа.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию в политической жизни общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1. Высшие ценности государства - это набор желаемых характеристик, которые наиболее важны для успешного осуществления государственной деятельности. Эти характеристики связаны с факторами, которые мотивируют к деятельности как само государство, так и всех людей, проживающих на обозначенной государством территории.
Одна из базовых ценностей государства - это закрепление и защита общественно значимых ценностей общества.
Важная ценность – ценность прав и свободы человека, таким образом, человек имеет право обладать определенными знаниями, умениями и ценностями, а государство должно гарантировать их и защищать, например, участие в выборах политического лидера, способность обучаться, получить оплачиваемую работу, получать медицинские и иные услуги. Государство является ядром политической системы общества. Если политическая система связана единым набором общенациональных ценностей, то она будет устойчивой. Все ее институты смогут функционировать, поддерживая друг друга и развиваясь в одном направлении. Если же ценности, которые декларирует власть, не являются ценностями общества (т.е не существует общенациональных ценностей), то стабильное развитие государства будет затруднено.
2) 1. Система разделения властей 2. Принцип гласности 3. Принцип сменяемости власти
3) 1. Разделение властей. В РФ властные полномочия разделены между Федеральным Собранием,
Правительством и федеральными судами, которые представляют, соответственно, законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
2. Принцип гласности. В демократическом государстве Z законом запрещена цензура.
3. Принцип сменяемости власти. В Конституции РФ указано, что Президент избирается на демократических выборах и не может занимать должность более двух сроков.
Слайд 34
13. Образование как социальный институт
1. Признаки социального института:
а) возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей
б) удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
в) устойчивые формы организации;
г) наличие учреждений;
д) установки и образы поведения.
2. Функции образования:
а) передача знаний и культурного опыта общества;
б) социализация новых поколений;
в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.
3. Система образования:
а) общее образование;
б) профессиональное образование;
в) дополнительное образование.
4. Тенденции развития современного образования:
а) гуманизация;
б) информатизация;
в) интернационализация;
г) гуманитаризация и др.
5. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.
6. Ценность образования па протяжении всей жизни.
Наличие любых двух из 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 35
25. Обоснуйте необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека в современном обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие функции выполняет современное школьное образование? (Назовите любые три функции.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Б совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
1) В современном мире под воздействием НТП постоянно происходят значимые изменения: появляются новые профессии, отмирают старые. В этих условиях человек не может получить одну профессию на всю жизнь, он должен постоянно учиться и обновлять свой образовательный потенциал, чтобы быть востребованным на рынке труда, совершенствовать свои личностные качества. Каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала, самосовершенствования и постоянного роста как личности.
2) Функции образования:
1. Обучение основам наук.
2. Формирование мировоззрения.
3. Профессиональная ориентация.
3) 1. Обучение основам наук. На уроке химии пермские школьники научились пользоваться таблицей Менделеева.
2. Формирование мировоззрения. На уроках окружающего мира младшие школьники узнают о месте планеты Земля во Вселенной, учатся ставить самые простые эксперименты. Так формируется их научное мировоззрение.
3. Профессиональная ориентация. В Санкт-Петербурге действует проект «Профориентация школьников», участвуя в котором, школы организовывают экскурсии на различные предприятия, что помогает школьникам при выборе профессии в будущем.
Слайд 36
14. Наука
1. Понятие науки.
2. Особенности науки:
а) объективность;
б) получение нового для человечества знания;
в) использование специальных методов;
г) воспроизводимость полученного результата, проверяемость;
д) рациональность и др.
3. Функции науки.
а) познавательная;
б) мировоззренческая;
в) социальная;
г) производственная и др.
4. Система научных организаций:
а) академии;
б) научно-исследовательские центры, институты;
в) университеты и др.
5. Виды наук:
а) естественные;
б) точные;
в) социальные;
г) гуманитарные и др.
6. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 37
25. Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в разных науках.)
1) С одной стороны, на теоретическом уровне в научных теориях и законах обобщаются данные, полученные эмпирическим путем. С другой стороны, на эмпирическом уровне происходит проверка гипотез и подтверждение (или наоборот, опровержение) уже существующих теорий с помощью экспериментов, наблюдений и других эмпирических методов научного познания.
2)1. Эксперимент.
2. Классификация.
3. Наблюдение.
3) 1. Эксперимент. Один из первых экспериментов в истории физики провел Галилео Галилей: он сбросил с Пизанской башни два металлических шара разной массы и установил, что они упали одновременно. Таким образом он опровергнул теорию Аристотеля, который утверждал, что скорость падения зависит от массы тела.
2. Классификация. Благодаря применению этого метода Д.И. Менделеев создал свою периодическую систему химических элементов. В основу классификации он положил зависимость различных свойств элементов от заряда их атомного ядра.
3. Наблюдение. Датский астроном Тихо Браге впервые в Европе стал проводить высокоточные, длительные и систематические астрономические наблюдения. Обобщив данные, полученные в обсерватории Тихо Браге, Иоганн Кеплер смог сформулировать законы движения планет.
Слайд 38
15. Объекты гражданских прав
1. Понятие «объект гражданского права».
2. Что относится к объектам гражданских прав:
а) имущество, включая вещи и ценные бумаги;
б) результаты работ и услуг;
в) результаты интеллектуальной деятельности;
г) нематериальные блага.
3. Недвижимое имущество и его состав:
а) земельные участки, недра;
б) жилые и нежилые помещения;
в) государственная регистрация права собственности на имущество.
4. Способы защиты объектов гражданского права:
а) компенсация морального вреда;
б) защита чести, достоинства и деловой репутации;
в) защита иных личных неимущественных прав.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 39
25. Обоснуйте необходимость существования государственных гарантий и способов защиты гражданских прав. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие способы защиты неимущественных прав действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три способа.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные формы.)
Все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства. Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства, государственная защита прав и свобод гарантируется.
2-3. - Признание. Например, для обеспечения защиты неимущественному праву лица, создавшего то или иное произведение, уполномоченный орган может признавать авторство за данным лицом.
- Восстановления прежнего положения. Например, если в отношении гражданина были распространены порочащие его сведения, не соответствующие реальным данным, то для обеспечения защиты неимущественному праву необходимо официальное опровержение с привлечением тех же источников.
- Пресечение противоправных действий. Для обеспечения защиты неимущественному праву в данном случае законодатель предусматривает вынесение запрета в отношении публикации произведений, в которых содержатся подробности о конкретной личности и ее частной жизни, без предварительного получения согласия «героя».
- Компенсация морального вреда. Как правило, неимущественные правовые полномочия предполагают возможность возмещения морального вреда в случае их нарушения. Величина компенсации за нарушенные неимущественные правовые полномочия определяется с учетом обстоятельств дела, тяжести вины и страданий, которые пришлось понести пострадавшей стороне.
Слайд 40
16. Экономика фирмы
1. Фирма как единица предпринимательской деятельности.
2. Принципы маркетинга фирмы:
а) изучение рынка;
б) проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта;
в) воздействие на рынок.
3. Издержки фирмы:
а) постоянные (плата за здание, процент по кредиту, страховые взносы и др.);
б) переменные (стоимость потреблённой электроэнергии, зарплата рабочим со сдельной оплатой труда и др.).
в) явные и неявные издержки.
4. Источники финансирования фирмы:
а) внутренние (накопленная прибыль, амортизационные отчисления и др.);
б) внешние (инвестиции, кредиты и др.).
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 41
25. Обоснуйте значение конкуренции для развития рыночной экономики. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие требования к конкуренции предъявляются в Российской Федерации? (Назовите любые три позиции.) Для каждого требования приведите по одному примеру, иллюстрирующему последствия его реализации для развития экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Конкуренция способствует повышению качества выпускаемой продукции. В условиях конкуренции на рынке складываются цены ниже, чем в условиях монополии. Конкуренция стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, что позволяет снизить издержки производства и повысить размер получаемой прибыли. При конкуренции потребности покупателя удовлетворяются в большем объеме, не возникает искусственный дефицит. В условиях конкуренции ограниченные факторы производства используются в полном объеме, потери ресурсов сводятся к минимуму, что позволяет организовать эффективное производство.
- недопущение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.
обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации
3. -используя известные фирменные наименования известных компаний, их товарные знаки и знаки обслуживания, надеются привлечь как можно больше потребителей. Отсюда огромное количество спортивной одежды с логотипом, похожим на известный бренд, вводящие в заблуждение потребителя
государственное или муниципальное имущество при установлении тарифов на регулируемые виды деятельности, нарушений, связанных с государственными закупками
Единство экономического пространства не позволяет субъектам РФ устанавливать внутренние таможенные режимы, препятствующие перемещению товаров, а также предполагает запрет на регулирование субъектами РФ экономических отношений хозяйствующих субъектов.
Слайд 42
17. Форма государства
1. Понятие «форма государства».
2. Формы государственного правления:
а) монархия, виды монархий;
б) республика, виды республик.
3. Формы государственного (территориального) устройства:
а) федерация;
б) унитарное государство.
4. Типы (виды) политических (государственных) режимов:
а) демократические;
б) антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные).
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 43
25. Обоснуйте необходимость закрепления формы государства в конституции государства. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.)
Какие политические институты реализуют государственную власть в Российской Федерации? (Назовите любые три института.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему осуществление им соответствующего полномочия. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Форму государства необходимо закрепить в конституции страны, так как она отвечает на ряд основополагающих вопросов, например: какова форма территориального устройства, как будет организована верховная власть, какими полномочиями наделен глава государства? Ответ на эти вопросы формирует основу государственного строя, поэтому это необходимо закрепить в основном законе страны.
1. Федеральное Собрание РФ.
2. Президент РФ.
3. Правительство РФ.
3. 1. Федеральное Собрание РФ приняло федеральный закон “О просветительской деятельности”.
2. Президент РФ в 2014 году утвердил военную доктрину России, так как он является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами в его компетенцию входит утверждение военной доктрины.
3. Правительство РФ в разработало и представило Государственной Думе федеральный бюджет, прописав в нем доходную и расходную части. После принятия бюджета правительство обеспечило его исполнение.
Слайд 44
18. Федеративное устройство Российской Федерации
1. Государственно-территориальное устройство как составная часть формы государства:
1) унитарное государство; 2) федеративное государство.
2. Понятие «федерация». Особенности федеративного устройства:
1) целостность государства; 2) двухуровневая система государственной власти;
3) двухпалатный парламент;
4) разделение предметов ведения (полномочий) между центром и субъектами Федерации.
3. Субъекты РФ:
1) республики; 2) края; 3) области; 4) города федерального значения;
5) автономная область; 6) автономные округа.
4. Принципы федерализма в РФ:
1) государственная целостность России;
2) равноправие и самоопределение народов в РФ;
3) единство системы государственной власти;
4) верховенство федерального права;
5) разграничение предметов ведения между Федерацией и её субъектами;
6) равноправие субъектов Федерации по отношению к центру.
5. Государственную целостность РФ определяют:
1) суверенитет РФ и единое российское гражданство;
2) Конституция РФ и федеральное законодательство;
3) территориальная целостность РФ и единое экономическое пространство;
4) государственный язык — русский;
5) единая денежная единица — рубль.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 45
25. Обоснуйте необходимость единства экономического пространства в федеративном государстве. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) В каких социально-экономических реалиях (фактах, процессах и иных проявлениях) воплощается единство экономического пространства Российской Федерации? (Назовите любые три проявления.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его роль в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать роли трёх различных проявлений.)
… функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на социально-рыночных принципах и применении согласованных правовых норм, а также существует единая инфраструктура и проводится единая согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
обеспечивается единое правовое регулирование хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России.
2. использование единой денежной единицы (рубля); свободное перемещение по территории страны товаров и услуг, финансовых средств (капитала), рабочей силы; соблюдение прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров
3.
Слайд 46
19. Мировоззрение человека
1. Понятие «мировоззрение.
2. Мировоззренческие ценности:
1) жизнь и смерть;
2) природа;
3) гуманизм;
4) свобода.
3. Особенности мировоззрения как части духовного мира человека:
1) представляет взгляды на мир в целом;
2) выражает отношение человека к миру;
3) имеет исторический характер.
4. Типы мировоззрения:
1) обыденное (житейское);
2) религиозное;
3) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека:
1) создает ориентиры и цели его деятельности;
2) определяет пути достижения целей;
3) позволяет определить жизненные ценности.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 47
25. Обоснуйте необходимость формирования у современного человека научного мировоззрения.
(Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие компоненты научного мировоззрения формируются в процессе обучения в школе? (Назовите любые три компонента.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему процесс его формирования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных компонента.)
Человек всегда стремился познать мир как единое целое именно потому, что он часть этого целого, он старался понять наиболее общие свойства и законы природы, которые распространяются и на него самого. Благодаря познанию этих законов и свойств человек осознает не только целостность и единство мира, но и свое единство, свою неразрывную связь с миром. Познавая мир, человек познает и себя.
Структурными компонентами мировоззрения выступают: система научных знаний, взгляды, убеждения и идеалы человека.
Знания представляют собой систему научных истин. Они связаны с осмыслением объективной стороны происходящих природных и общественных явлений. Овладение научными знаниями и заключенными в них мировоззренческими идеями создает основу для формирования у учащихся других компонентов научного мировоззрения: взглядов, убеждений, идеалов.
Взгляд есть суждение человека, связанное с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, выражением своего отношения к этим явлениям. Взгляды как субъективный компонент мировоззрения не всегда определяют соответствующие поступки и поведение человека.
Убеждения есть совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, которые определяют жизненную позицию человека, характер и направленность его деятельности и поведения. Они представляют собой продукт жизненного опыта.
Идеал - это осознанное высшее совершенство, то, что становится целью жизни, деятельности, устремлений
личности.
Слайд 48
20. Формирование духовной культуры личности в современном обществе
1. Роль духовной культуры в жизни общества и в развитии личности.
2. Компоненты духовной культуры личности:
а) знания и кругозор;
б) мировоззрение и ценностные ориентиры человека;
в) нравственные установки;
г) правосознание.
3. Пути формирования духовной культуры личности в современном обществе:
а) образование как непрерывный процесс;
б) воспитание искусством;
в) роль самообразования в цифровую эпоху.
4. Влияние современных средств массовой информации на духовную культуру человека:
а) новые возможности СМИ;
б) Интернет;
в) противоречивое воздействие СМИ на духовный мир человека.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 49
25. Обоснуйте необходимость самостоятельной деятельности личности для развития её духовных потребностей. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие способы развития духовных потребностей существуют? (Назовите любые три способа.)
Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему особенности самостоятельной деятельности личности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три разных способа.)
Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования.
обращение к миру искусства. В зависимости от интересов и увлечений человека, можно отправиться в театр, музей или на концерт, прочитать интересную книгу или посмотреть кинофильм.
общение с животными. Домашние любимцы порой бывают способны исцелить даже тяжелобольного, а здоровому человеку – помочь обрести душевный покой.
отправиться на природу, посетить незнакомые места, просто погулять по вечернему городу.
Слайд 50
21. Субъекты политического процесса
1. Понятие субъектов политического процесса.
2. Государство:
а) признаки государства;
б) форма государства;
в) внутренние и внешние функции государства;
г) ресурсы власти, используемые государством.
3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.
4. Политические партии и общественные движения:
а) состав политической элиты;
б) признаки политической партии;
в) отличие общественных движений от политических партий.
5. Роль СМИ в политическом процессе.
6. Политическая элита:
а) рекрутирование и обновление политической элиты;
б) функции политической элиты.
7. Граждане. Политические права граждан:
а) право на участие в управлении делами государства;
б) право избирать и быть избранными в органы государственной власти;
в) равный доступ к государственной службе и др.
8. Граждане. Формы политического участия граждан:
а) участие граждан в выборах;
б) прямые действия граждан (митинги, демонстрации и др.);
в) участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений и др.
Наличие любых двух из 2, 4, 6, 7, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 51
25. Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.) Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на результат политического процесса.)
Демократический политический процесс в современном обществе делает возможным реализацию политических целей и интересов для индивидов, политических институтов и социальных групп; создает условия для формирования, функционирования и изменения политической системы страны; помогает принятию и воплощению в жизнь политических решений.
1. Обсуждение и принятие законов парламентом.
2. Проведение альтернативных выборов.
3. Обсуждение политических проектов в свободных СМИ.
3) Примеры, иллюстрирующие политические процессы на примере Российской Федерации:
Обсуждение и принятие законов парламентом. Депутаты Государственной Думы подготовили и приняли поправки в Гражданский кодекс.
Проведение альтернативных выборов. На выборах Президента России было зарегистрировано восемь кандидатов.
Обсуждение политических проектов в свободных СМИ. В конце 2021 года рядом российских газет, интернет-порталов и телеканалов критически обсуждался законопроект о введении QR- кодов на транспорте.
Слайд 52
22. Политическое лидерство как институт политической системы
Наличие любых двух из 2, 3, 4, пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
1. Понятие политического лидерства.
2. Признаки политического института:
а) нормативность;
б) использование властных полномочий и санкций;
в) установки и образцы поведения и др.
3. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
4. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, легальные (рационально-легальные) и харизматические лидеры и др.
5. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
Слайд 53
25. Объясните, почему в демократическом обществе, как и в недемократическом, существует политическая элита. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Кого относят к политической элите? (Назовите трёх любых представителей политической элиты.)
Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической элиты в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Необходимость существования политической элиты в любом типе общества объясняется фактом социального неравенства людей, невозможностью и нежеланием значительной части населения заниматься политической деятельностью, необходимостью профессионально решать проблемы развития общества и государства, контролировать деятельность политических лидеров.
1. глава государства,
2. глава правительства,
3. лидер крупной политической партии
4. Мэр г. Москвы
3) Примеры,
1. Президент страны выступил перед Федеральным Собранием с изложением основных направлений социально-экономического развития страны на период до 2024 года (стратегическая).
2. Председатель Правительства распорядился проанализировать порядок выплат социальных пособий выплат субъектами РФ социальных пособий семьям, имеющим детей (организаторская).
3. Лидер КПРФ выступил в Государственной Думе, призвав к укреплению единства и стабильности в обществе, недопущению его раскола (интегративная).
4. Под руководством мэра департамент строительства за 3 года осуществил реконструкцию стадиона «Лужники» и благоустройство Садового кольца (организаторская).
Слайд 54
23. Научное познание
Наличие любых двух из 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
1. Научное познание — один из видов познания мира.
2. Цели научного познания.
3. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности;
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, символы;
в) особые процедуры проверки результатов и др.
4. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
5. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование и др.
6. Система наук.
Слайд 55
25. Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие науки относят к социально-гуманитарным? (Назовите любые три науки.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки для человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать реализацию трёх различных функций науки.)
Современная жизнь ставит перед человечеством такие сложные проблемы, которые не может по отдельности решить ни одна из наук. Кроме того, интеграция наук помогает ученым в формировании новых научных направлений, концепций и теорий, способствует коммуникации между специалистами. Это связано с научным прогрессом и появлением новых отраслей познания на стыке наук. Так, например, биофизика включает в себя и биологию и физику. Астробиология – астрономия и биология. Химическая физика – химию и физику. Геофизика – география и физика. Биохимия – биология и химия.
1Экономика. 2. Политология. 3. Социология. 4. История
3) Примеры,
1. Экономисты объяснили причины циклического развития рыночной экономики колебаниями спроса и предложения на товарном рынке (познавательная).
2. ВЦИОМ провел репрезентативный опрос предпринимателей Петербурга, на основе которого сделал прогноз о возможном росте недовольства бизнеса в случае повторного введения локдауна (прогностическая).
3. Во время избирательной кампании политологический центр «Стратегия» проводил консультации для кандидатов по вопросам имиджа и грамотного взаимодействия с избирателями (практическая).
4. Вторая мировая война учит человечества не допускать привлекательности радикальных взглядов, несущих опасность для жизни миллионов. (познавательно-объяснительная)
Слайд 56
26. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
1. Президент РФ — глава государства:
а) понятие «глава государства»;
б) Президент РФ — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека;
в) конституционные функции Президента как главы государства.
2. Порядок избрания Президента и вступления в должность:
а) кто избирает Президента;
б) каков порядок выдвижения кандидатов;
в) кто может стать кандидатом в Президенты страны.
3. Конституционные полномочия Президента:
а) полномочия в отношении органов исполнительной власти;
б) полномочия, связанные с органами законодательной власти;
в) взаимодействие с судебной властью;
г) полномочия в области обороны и внешней политики;
д) иные полномочия.
4. Роль Президента в согласовании действий органов государственной власти:
а) использование согласительных процедур;
б) право приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ;
в) акты Президента в системе источников права.
Наличие любых двух из 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 57
25. Обоснуйте необходимость государственной гарантии и защиты прав и свобод граждан в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие способы защиты прав и свобод существуют в Российской Федерации? (Назовите любые три способа.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность государства по защите прав и свобод граждан. {Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные способа.)
Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства. Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб; опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
3. Применение норм юридической ответственности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)
Слайд 58
27. Политическое сознание
1. Политическое сознание как форма общественного сознания.
2. Компоненты политического сознания:
1) знания;
2) убеждения и установки;
3) идеи;
4) стереотипы;
5) уровни политического сознания.
3. Функции политического сознания:
1) регулятивная;
2) познавательная;
3) оценочная;
4) мобилизационная.
4. Политическое сознание и идеология:
1) современные политические идеологии;
2) идеология и сознание граждан;
3) роль идеологии в формировании политического сознания.
5. Роль СМИ в формировании политического сознания.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Слайд 59
25. Обоснуйте необходимость формирования компетентного гражданина в условиях демократии. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие роли в политике может выполнять гражданин в Российской Федерации? (Назовите любые три роли.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной роли. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные роли.)
Гражданину необходима компетентность для участия в политике
Во - первых, для того, чтобы защитить свои основополагающие права и интересы. Чтобы знать, что предпринять в определенном случае.
Во-вторых, постижение сути общественных процессов – это одно из убеждений демократии. И потому как людям свойственно ошибаться приверженцы демократии всегда придают огромное значение образованию. А гражданское просвещение требует не только формального обучения, но и дискуссий, обсуждений, столкновения противоположных мнений, свободного доступа к достоверной информации и других атрибутов открытого общества.
2. 1) Избиратель. Например, гражданин К. пришёл на избирательный участок и проголосовал за кандидата в президенты от партии «Единая Россия».
2) Депутат. Например, Аркадий на заседании Государственной Думы внёс законопроект о снижении подоходного налога, большинство депутатов поддержали его идею.
3) Участник митинга. Например, в городе Н. проходит митинг против повышения пенсионного возраста в стране, и гражданин Семенов активно принимает в нём участие, выражает недовольство относительно предстоящей пенсионной реформы.