Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. П.И. Николаенко»
Степновского муниципального района Ставропольского края, с. Степное
Решение экспериментальных задач, как условие развития познавательного интереса учащихся.
Учитель химии и биологии
Матюшина Оксана
Михайловна
2020 г.
Слайд 2
В процессе обучения химии эксперимент является
своеобразным объектом обучения
методом исследования
источником и средством нового знания
Слайд 3
Основные функции:
Познавательная
Воспитывающая
Развивающая
Слайд 4
Требования к эксперименту.
Наглядность, выразительность опытов.
Кратковременность опытов.
Убедительность.
Доступность, достоверность.
Безопасность выполняемых опытов.
Слайд 5
Экспериментальная химическая задача
Слайд 6
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
УРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕКЛАССНАЯ
РАБОТА
ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИССЛЕД.РАБОТА
ДОМАШНИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ
УРОК
ПРАКТИКУМ
ОЛИМПИАДА
ЕГЭ,ГИА
ФАКУЛЬТАТИВ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Слайд 7
В своей работе я использую следующие типы экспериментальных задач:
1. Задачи на получение веществ
- Исходя из железа, получите гидроксид железа (+2).
2. Задачи на распознавание веществ
- В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида, сульфата и карбоната натрия. Распознайте каждое вещество.
3. Задачи на доказательство качественного состава веществ
- Докажите качественный состав сульфата бария.
4. Задачи на объяснение наблюдаемого явления
- Испытайте лакмусом растворы карбоната калия, хлорида алюминия, хлорида натрия. Объясните результаты испытаний.
Слайд 8
Этапы решения экспериментальной задачи:
Постановка проблемы
Построение гипотезы
Проектирование опыта
Составление плана эксперимента
Осуществление эксперимента
Оформление результатов эксперимента
Формулирование выводов.
Слайд 9
«Исследование моющего действия растворов мыла и синтетического порошка» 10 класс
Выяснить, почему СМС обладает более сильным моющим действием, чем мыло.
Причиной различного моющего действия исследуемых веществ является различие в их строении.
Исследовать моющее действие мыла и СМС в жесткой воде, определить среду растворов.
Слайд 10
«Исследование моющего действия растворов мыла и синтетического порошка» 10 класс
План эксперимента:
а) определить моющее действие мыла и СМС в жесткой воде.
б) с помощью индикатора фенолфталеина определить среду каждого раствора.
5. Осуществление эксперимента
6. Оформление результатов (в виде таблицы)
Выводы:
СМС обладают в 10 раз большей моющей способностью, чем мыла;
не боятся жесткой воды, т.к. их кальциевые соли растворимы в воде;
обладают более сильной щелочной средой, чем мыла.
Слайд 11
По итогам проведенных опытов учащиеся заполнили таблицу.
Порядок выполнения работы.Химизм процесса
1. В две пробирки с водопроводной водой прилили: в одну – раствор мыла, в другую – раствор порошка. В первом случае приходится добавлять больше раствора для образования устойчивой пены, во второй пробирке пена образуется почти сразу.Мыло – это натриевые соли высших карбоновых кислот. В жесткой воде мыло не пенится, так как образуются нерастворимые соли:
2C17H35COONa+Ca(HCO3)2=(C17H35COO)2Ca+ 2NaHCO3 Стеарат кальция
СМС – натриевые соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты. Их преимущество заключается в том, что их кальциевые соли растворимы в воде и они не утрачивают моющее действие в жесткой воде.
2. В пробирки с растворами мыла и порошка прилили фенолфталеин. Индикатор окрасился в малиновый цвет (во второй пробирке более интенсивное окрашивание), что свидетельствует о щелочной среде растворов..Натриевые соли карбоновых кислот, образованные сильными основаниями и слабыми кислотами, подвергаются гидролизу:
C17H35COO - + Na+ + H2O C17H35COOH+ Na++OH -
Слайд 12
ПРАКТИКУМ
8 КЛАСС
9 КЛАСС
Практикум №1
«Простейшие операции с веществом»
Практикум №2
«Свойства растворов электролитов».
Практикум №1
«Свойства металлов и их соединений»
Практикум №2
«Свойства соединений неметаллов»
Практикум №3
«Свойства органических веществ».
Слайд 13
Практикум
более высокая ступень развития ученического эксперимента, качественно новый этап повышения самостоятельности;
учащиеся выполняют целую серию практических работ в конце большого раздела курса химии, благодаря чему, практикум носит повторительно-обобщающий характер.
Слайд 14
Предпрофильное обучение химии
Факультативный курс «Химия для восьмиклассников»
Элективные курсы в 9 классе:
«Введение в неорганический синтез»
«Экспериментальное решение задач по химии».
Профильное обучение химии
Элективные курсы :
«Углубленное изучение органической химии через систему экспериментальных работ» 10 класс
«Решение задач по химии» 11 класс
«Химия в вопросах ЕГЭ» 11 класс
Слайд 15
Профильное обучение химии
«Распознавание лекарственных средств и их идентификация»
10 класс
Слайд 16
Профильное обучение химии
«Анализ пищевых продуктов»
10 класс
Слайд 17
Экспериментальные задачи в заданиях ЕГЭ
№7. В одну из пробирок с осадком гидроксида алюминия добавили сильную кислоту X, а в другую – раствор вещества Y. В результате в каждой из пробирок наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) бромоводородная кислота
2) гидросульфид натрия
3) сероводородная кислота
4) гидроксид калия
5) гидрат аммиака
Слайд 18
Экспериментальные задачи в заданиях ЕГЭ
№25. Установите соответствие между двумя веществами, взятыми в виде водных растворов, и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВ
А) H2SO4 (разб.) и HNO3 (разб.) 1) фенолфталеин
Б) AlCl3 и KCl 2) CuCl2
В) HCl и HI 3) MgO
Г) ZnCl2 и HgCl2 4) лакмус
5) Cu
.
Слайд 19
Экспериментальные задачи в заданиях ЕГЭ
№30. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается.
В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Слайд 20
Экспериментальные задачи в заданиях ЕГЭ
№32. При электролизе водного раствора нитрата меди(II) получили металл. Металл обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделившийся в результате газ прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели с концентрированным раствором гидроксида калия.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Слайд 21
Экспериментальные задачи в заданиях ОГЭ
№13. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой,
подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) CuCl2 и NaOH 1) выпадение белого осадка
Б) BaCl2 и AgNO3 2) выпадение бурого осадка
В) FeCl3 и Ba(OH)2 3) выпадение голубого осадка
4) выделение газа
Слайд 22
Экспериментальные задачи в заданиях ОГЭ
№18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВ
А) K2CO3 и K2SiO3 1) CuCl2
Б) K2CO3 и Li2CO3 2) HCl
В) Na2SO4 и NaOH 3) MgO
4) K3PO4
Слайд 23
Экспериментальные задачи в заданиях ОГЭ
№23. Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания. Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания, прилагаемой к
заданиям КИМ.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
Слайд 24
Экспериментальные задачи в заданиях ОГЭ
№24. Проведите химические реакции между сульфатом магния и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к
заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости, дополните ответ или скорректируйте его.
Слайд 25
Сравнительный анализ качества знаний выпускников по химии (по результатам ЕГЭ и ОГЭ)
Учебный год.9 класс ОГЭ.11 класс ЕГЭ
Количество уч-ся.Процент качества.Процент обучен-ности.Количество уч-ся.Средний балл
2016 / 2017.11.56.100.8.43
2017 / 2018.5.20.100.6.56,5
2018 / 2019.3.100.100.12.50,6
Слайд 26
Внеклассная работа «Вода – чудо природы» 8 класс
Слайд 27
Учебно-исследовательская деятельность
Основные этапы моей работы, как руководителя проекта.
Этап работы.Деятельность учителя
Разработка проектного задания.Помощь в выборе темы работы, разработка проектного задания, выявление проблемы, постановка цели и формулировка задач.
Разработка проекта.Консультации и координация работы: актуализация знаний, обсуждение вариантов исследования, продумывание плана способов деятельности, распределение обязанностей, организация проведения исследований, решение отдельных задач.
Оформление результатов.Помощь в оформлении письменного отчёта, анализе проделанной работы, обобщении результатов, корректировке выводов.
Презентация.Совместная подготовка устного сообщения, помощь при подготовке средств наглядности, консультации по выступлению перед публикой.
Рефлексия.Организация самоанализа успехов и ошибок.
Слайд 28
«Определение физико-химических показателей молока» Самойлова Екатерина 10 класс
Слайд 29
«Исследование качества чипсов
и их влияние на организм» Сачко Валерия
10 класс
Слайд 30
«Природные индикаторы» Тагланова Мадина
9 класс
Слайд 31
«Исследование состава и качества шоколада» Тагланова Фатима
11 класс
Слайд 32
Домашний эксперимент
Слайд 33
Домашний эксперимент
Изучение скорости горения свечи.
Определение щелочного характера мыльного раствора с помощью самодельных индикаторов (сока черной смородины или свекольного сока).
Определение временной жесткости воды.
Действие каталазы на пероксид водорода.
Слайд 34
Целенаправленная и систематическая работа по формированию исследовательских умений учащихся способствует:
усилению мотивации учебной деятельности;
изменению качества учебного процесса
повышению интереса учащихся к химии;
развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;
интеллектуальному росту обучающихся.
Слайд 35
Необходимо помнить, что решение экспериментальных задач — это не самоцель, а средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний.