Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных реалиях в соответствии с ФГОС
Подготовили:
учитель музыки Белова Е.Л.,
учитель – логопед Рейбант Е.Д.
МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»
Слайд 3
Нормативная правовая основа федерального уровня
совокупность обязательных требований при реализации АООП
регулируют отношения в сфере образования всех выделяемых групп обучающихся с ОВЗ
базовый инструмент реализации конституционных прав на образование лиц с ОВЗ в РФ
направлены на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей
предъявляют требования к структуре, условиям реализации (в том числе, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям), результатам освоения АООП с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
! Вступили в силу 1 сентября 2016 г.
Слайд 4
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Слайд 6
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Категории детей с ОВЗ: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами
Слайд 8
Условия признания гражданина инвалидом
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью)
необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию
Наличие одного из указанных пунктов не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом
Слайд 9
К категории инвалидов относятся дети,
которые имеют «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»
Слайд 10
Основные понятия
Критерий.Ребенок с ОВЗ.Ребенок-инвалид
Определение понятия.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (до 18 лет – ребенок-инвалид)
Нормативный правовой акт, определяющий понятие.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Основная сфера применения понятия.Образование.Социальная защита
Ключевой критерий.Нуждается в специальных условиях образования.Нуждается в социальной защите
Организация, определяющая статус.Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).Федеральная служба медико-социальной экспертизы (МСЭ)
Документ, подтверждающий статус.Заключение ПМПК.Справка МСЭ, ИПРА
Слайд 11
Нормативно-правовой аспект, основные понятия
Критерий.Ребенок с ОВЗ.Ребенок-инвалид
Документ, определяющий условия обучения и содержание образования.Адаптированная образовательная программа.Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА)
Основные категории.Глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и множественными нарушениями развития.Документами в системе образования не выделяются
Необходимость создания специальных образовательных условий.Требуется всегда.Требуется не всегда
Варианты размещения для получения образования.Совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.Специально не определены
Слайд 12
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации
один из системообразующих компонентов АООП (СИПР)
междисциплинарная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на развитие и оптимальное включение ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность и взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (в формате инклюзивного образования – со здоровыми сверстниками)
Слайд 13
Олигофрения (слабоумие)
Умственная отсталость – стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности (память, речь, воображение, мышление) в результате органического поражения головного мозга (до 3 лет)
Степени: - легкая (дебильность),
- умеренная/тяжелая (имбецильность)
- глубокая(идиотия)
Слайд 14
Причины
Внутриутробные: генетика, окружающая среда, перенесенные заболевания матерью,вредные привычки матери.
Во время родов: асфиксия плода, родовые травмы и пр.
Внеутробные (после родов): у ребенка в возрасте до 3 лет - менингит, энцефалит, опухоль головного мозга или травмы
Слайд 16
Особенности детей с нарушением интеллекта
Недостаточность всех форм мыслительной деятельности; снижение внимания; меньший объем запоминаемой информации (памяти).
Нарушение речевого развития.
Отклонения в развитии эмоционально – волевой сферы.
Замедленный темп психического развития,
утомляемость.
Трудности взаимодействия.
Слайд 18
Родители обучающихся с УО
5 стадий
Примеры
Родители-школа
Слайд 19
Ключевые понятия
ФГОС УО
АООП
СИПР
ПМПК
Дети с ОВЗ и дети – инвалиды
УО (олигофрения)
Слайд 20
Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 79)
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов – ИПРА
Образовательные организации, обучающие детей с ОВЗ, работают по АОП
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
Слайд 21
Федеральный закон № 273-ФЗ
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по АООП создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью, с РАС, со сложными дефектами и других ОВЗ
Порядок регламентации отношений образовательных организаций и родителей в части организации обучения на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ
Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)
Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (ст. 42)