Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106» (МБДОУ «Детский сад № 106»)
Мастер-класс для музыкальных руководителей на тему: «Обучение дошкольников игре на ложках»
Выполнила: музыкальный
руководитель Никифорова Е.А.
Слайд 2
Задачи образовательной программы ДОО
Образовательная программа ДОО разработана на основании основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Обучение старших дошкольников игре на ложках проводится в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздела «Музыкальное воспитание» и предполагает «приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкальных способностей, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, развитие детского музыкально-художественного творчества »
Слайд 3
Ложки – музыкальный инструмент, относящийся к группе ударных шумовых инструментов. Это еще и технически достаточно подвижный инструмент, потому что при определенных умениях и навыках можно демонстрировать и виртуозные ритмические пассажи, и эффектную зрелищную игру.
Игра на ложках привлекательна для детей тем, что на освоение простейших приемов она не требует длительного времени и специальной подготовки. Достаточно взять в руки ложки за черенки и, ударяя ими друг о друга, получить яркий звук.
Слайд 4
Актуальность
Обращение к истокам народной культуры является очень важным и своевременным воспитательным методом, потому что утраченные традиции мы сегодня пытаемся сохранить, возвращаясь к народной культуре.
Обучаясь игре на ложках, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, развиваются их музыкальные способности, координация движений и быстрота реакции.
Слайд 5
Цель: Обучение дошкольников игре на ложках
Задачи:
Освоить основные приемы игры на деревянных ложках, организовать слаженную игру в ансамбле и оркестре.
Знакомить детей с русскими традициями, ремеслами и промыслами.
Развивать музыкальные способности, умение воспроизводить различные ритмические последовательности.
Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение.
Слайд 6
Методы работы
Наглядный : исполнение музыкального произведения, прослушивание и видеопросмотр
Вербальный: использование поэтического текста
Дидактический: ознакомление с новым материалом
Поисковый: предложение озвучания произведения различными способами игры на ложках
Проблемный: решение задач в ходе дидактических игр
Слайд 8
Содержание работы
Возраст.Содержание.Методы, приемы.Результат
младший.Знакомство с деревянными ложками
Игра на 2х ложках : «Ладошки», «Тарелочки»
Музыкальные понятия: тихо, громко, быстро, медленно.Наглядный (исполнение по показу)
Вербальный (сопровождение игры потешками).Умеют правильно держать деревянные ложки
Освоили 2 приема игры на ложках
«Ладошки» - ложки держатся за черенки, черпаками производятся удары
Слайд 10
Возраст.Содержание.Методы, приемы.Результат
средний.Освоение новых приемов игры на 2х ложках : «Лошадка», «Мячики», «Черенки», «Ладушки», «Трещотка»,
«Солнышко»
Ритмические длительности: четверть, восьмая.
Простые ритмические рисунки.Наглядный (исполнение по показу)
Вербальный (сопровождение игры потешками, стихами)
Дидактический (игры на освоение простых ритмоформул).Освоили базовые приемы игры на ложках
Сочетают игру на ложках с простейшими танцевальными движениями
Следят за правильностью и точностью исполнения ритма
«Лошадка» -
одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
Слайд 11
«Мячики» -
обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
Слайд 12
Возраст.Содержание.Методы, приемы.Результат
старший.Новые приемы игры на 2х ложках : «Форшлаг», «Плечики»
Усложнение ритмов в игре на 2х ложках
Игра на 3х ложках: «Лягушка и комар»,
«Глиссандо».Наглядный (исполнение по показу)
Вербальный (сопровождение игры стихами)
Дидактический (игры «Выложи ритм», «Ритмическое эхо», «Передай ритм»)
Поисковый (находят новые способы и приемы игры на ложках)
Проблемный (придумывают продолжение ритмического рисунка).Совершенствуют навыки игры на 2х ложках
Освоили игру на 3х ложках
Слаженно играют в ансамбле
Проявляют фантазию и творческую инициативу
Слайд 13
«Плечики» -
ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по своему плечу или по плечу соседа слева.
«Ладушки» - игра на ложках в паре
«Трещотка» -
ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
Слайд 14
Приёмы игры на трёх ложках
«Лягушка и комар» -
в левую руку берут две ложки, в правую одну. На «раз» - удар ложками в левой руке, на «два» - удар правой ложкой о черпак нижней ложки в левой руке.
Глиссандирующие удары
правой ложкой о выпуклые стороны ложек левой руки
Слайд 15
Развивающая
предметно-пространственная среда
Наглядные дидактические пособия, используемые в работе по развитию ритмического и звуковысотного слуха
Ритмические карточки
Слайд 16
Карточки-ритмоформулы
Слайд 17
Планирование образовательно – воспитательной работы
.младший.средний.старший
ООД.+.+.+
Взаимодействие взрослого с детьми.Индивидуальная работа в группе по закреплению навыков игры на 2х ложках.Повторение музыкальных номеров с использованием игры на ложках.Повторение музыкальных номеров в ансамбле
Самостоятельная деятельность детей._.Дидактические игры на развитие чувства ритма.Дидактические игры, прослушивание русской народной музыки, подбор к ней ритмического аккомпанемента, отработка сложных приемов игры на 2х и 3х ложках
Слайд 18
Обучение игре на ложках
в ООД
Освоение ритма с чередованием четвертей и восьмых
(«та», «ти»)
Слайд 19
Самостоятельная деятельность детей.
Игра
«Выложи ритм»
Слайд 20
Работа с родителями
Информационные стенды, папки-передвижки
Консультации, рекомендации, беседы: «Искусство игры на ложках», «Поиграем с ложками», «Самодельные музыкальные инструменты», «Быт русского народа», «Знакомство с народными промыслами».
Подготовка и участие в народных и календарных праздниках.
Слайд 21
Ансамбль ложкарей
Слайд 23
Выводы
В ходе обучения игре на ложках дети осваивают основные приемы игры, знакомятся с русскими традициями, знакомятся с русскими народными ремеслами и промыслами. Развиваются их музыкальные способности, умение воспроизводить различные ритмические последовательности, творческая инициатива, фантазия, воображение.
Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.
Слайд 24
Литература:
Д. Рытов «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия».
Т. Воргалик «Метроритмический букварь».
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей».
О. Тимофеева. «Сказки о музыкальных инструментах. Учебное пособие для маленьких детей и взрослых».
Интернет-мастер-классы по обучению игре на 2х и 3х ложках Александра Харитонова.
Слайд 25
Спасибо за внимание!