Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Дидактические игры на ориентировку во времени для детей дошкольного возраста
Слайд 2
Дидактическая игра «Части суток»
Возрастная группа: младшая
Цель: формирование представлений о частях суток
Оборудование: 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, игрушки.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.
«Сутки»
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.
Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
Слайд 3
Дидактическая игра «когда это бывает»
Возрастная группа: младшая
Цель: формирование представления о частях суток.
Оборудование: Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры: Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Слайд 4
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Возрастная группа: средняя
Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Оборудование: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.
Ход игры: Педагог показывает детям блок и объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.
Например:
- Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.
- Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.
- А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.
Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.
Слайд 5
Дидактическая игра «когда это бывает»
Возрастная группа: средняя
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Оборудование: картинки по временам года.
Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
Слайд 6
Дидактическая игра «Назови сутки»
Возрастная группа: старшая
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Оборудование: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
Слайд 7
Дидактическая игра «Помощник Будильник»
Возрастная группа: старшая
Цель: закрепление представлений о частях суток.
Оборудование: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой
Ход игры: Ведущий читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.
Слайд 8
Дидактическая игра «часы и время»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: Формирование умения ориентироваться во времени.
Оборудование: Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами.
Карточки и изображением времени. Минутная и секундная стрелочки.
Ход игры:
1 вариант игры
В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.
Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.
Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.
2 вариант игры
В игре могут играть от 2 до 4 детей.
На столе разложены карточки со временем.
У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем.
Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.
Кто сделал правильно и быстро- победитель!
Слайд 9
Дидактическая игра «время»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: упражнять в умение определять время по часам с точностью до часа, развивать внимание. Умение слушать взрослого, развивать фантазию. Умение выразительно читать стихотворение.
Оборудование: Макеты часов на каждого игрока, стихи:
«О распорядке дня» Е. Григорьева,
«Когда сова ложиться спать» А. Усачева,
«Когда ложиться и вставать», а также другие стихи о времени.
Предварительная работа: изготовление макетов часов совместно с детьми, чтение стихов: о времени, сутках и часах, знакомство с часами и умение с ними работать.
Ход игры: В игре принимают участие от 2 и более детей, ведущим может быть как воспитатель так и ребенок. На каждого игрока раздается макет часов. В ходе игры воспитатель или ребенок читает игрокам стих и предлагает установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения. (Так же детям можно предложить придумать свои действия по часам).