Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация открытого занятия
На тему:
«Работа над барочной арией»
(на примере произведения Дж. Перголези «Se tu m’ ami se sospiri...»)
Преподаватель (по классу сольного академического пения)
Гамаенко Татьяна Васильевна
МБУДО «Ивангородская детская школа искусств»
Город Ивангород, Ленинградская облвасть
Слайд 2
Общие сведения
Дата проведения: 05.10.2023г.
Место проведения: МБУДО «Ивангородская ДШИ»
Кабинет: №33
Отделение: музыкальное
Предмет: специальность - сольное
пение (академическое)
Форма занятия: индивидуальная
Ф.И.О. обучающейся: Маскаева Наталья
Возраст: 14лет
Год обучения: 7 год
Класс: 7
Концертмейстер: Аргентова И.Ю.
Слайд 3
Тема открытого занятия
«Работа над барочной арией»
(на примере произведения Дж. Перголези «Se tu m’ ami se sospiri...»)
Джова́нни Батти́ста Перголе́зи — итальянский композитор, скрипач и органист XVIII века. Представитель Неаполитанской оперной школы, один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).
Джованни Баттиста
Перголези
Слайд 4
Особенности занятия
Особенность предметного содержания данного занятия определена задачами дополнительной общеразвивающей учебной программы «Сольное пение (академическое)» и соответствует содержанию курса обучения в 7 классе
Тип урока - усвоение новых знаний
Слайд 5
Цель учебного занятия
Добиться художественно-выразительного исполнения произведения с помощью средств музыкальной выразительности - фразировки, динамики, штрихов, агогики
Слайд 6
Задачи занятия
Образовательные:
раскрыть особенности творчества Дж. Перголези, подготовить ученика к пониманию стилистики произведения
проанализировать строение музыкальной формы произведения
Развивающие:
развить начальные основы интерпретации музыкального произведения, используя фразировку как важное средство музыкальной выразительности
совершенствовать работу над штрихами Legato, marcato и другими приёмами вокальной техники: вибрато, акценты, филировка звука
развить навыки исполнения мелкой вокальной техники
Воспитательные:
воспитание музыкально-образного мышления, художественного вкуса и фантазии ученицы
воспитание бережного отношения к авторским указаниям, стилю и характеру произведения
Слайд 7
Структура учебного занятия
Вводная организационная часть – 5 минут
приветствие – 1 мин.
краткая информация присутствующим о предыдущей работе с учащейся по данной теме – 2мин.
постановка цели учебного занятия – 2мин.
Основная часть – 29 минут
знакомство и разучивание нового материала – 24 мин.
закрепление и обобщение полученных знаний – 5 мин.
Заключительная часть – 6 минут
итоговое исполнение произведения – 2 мин.
рефлексия – 3 мин.
домашнее задание – 1 мин.
Слайд 8
Содержательные блоки учебного занятия
Вводная организационная часть:
общая характеристика и постановка цели учебного занятия
Основная часть:
краткая беседа с учащейся, подготавливающая к основной работе над фразировкой
разбор формы произведения
работа над техническими приемами звукоизвлечения и динамики
Заключительная часть:
подведение итогов и оценка учащейся
рефлексия
домашнее задание
Слайд 9
Планируемый ожидаемый результат занятия
умение работать с музыкальным текстом, бережно относясь к авторским указаниям
владение вокальными приёмами, необходимыми для художественно-выразительного исполнения произведения «Se tu m’ ami se sospiri...»
возросший интерес к музыке XVIII века
Способы проверки результативности:
Прослушивание (наблюдение)
беседа
исполнение произведения
Слайд 10
Методы обучения
наглядный
словесный
практический
Слайд 11
Материально – техническое оснащение занятия
учебный класс, который соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм
рояль
ноты (вокальная партия, клавир)
ноутбук, телевизор
видеокамера
метроном
стол, стулья, пюпитр
видеоматериал о творчестве Дж. Перголези
Слайд 12
Литература
Методическая литература
Беленький Б., Эльбойм Э. - «Педагогические принципы Л.М. Цейтлина» М., «Музыка» 1990.
Николаенко Н.Н. Психология творчества. Учебник, Спб.- Речь – 2005.
Григорьев В.Ю. «Специфика исполнительского творчества». Статья. 2006.
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., «Прометей» 1992
Литература для учащихся и родителей
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке М., 1997
Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов»музгиз.М.1992
Слайд 13
Урок начался с краткой беседы
Преподаватель кратко рассказала о творчестве Дж. Перголези, о времени, в котором жил композитор. Представила небольшой видеоматериал. Произведения этого периода отличались виртуозностью и использованием украшений.
«Se tu m’ami se sospiri...» - Перголези – яркое образное произведение, написанное в простой трёхчастной форме. Литературный текст и мелодика сразу задают нам его характер. Это лёгкое, с элементами виртуозности, очень выразительное вокальное произведение, обладающее достаточно ровным голосоведением.
Слайд 14
Первое исполнение
Наталья исполнила произведение в сопровождении фортепиано.
Затем, произведение исполнила преподаватель, стараясь передать его эмоционально и в соответствии с авторскими указаниями.
Слайд 15
Вопросы ученицы
Вопрос: «Какова связь фразировки и динамики?»
Фразировка – это средство музыкальной выразительности, которое определяет художественно – смысловые разграничения музыкального произведения на составные части (мотивы, фразы), а также выразительную передачу динамики, штрихов, интонаций. Мы должны рассмотреть с тобой все авторские указания – это важное требование к исполнителю. Однако, и они не всегда могут рассказать нам о настроении и характере музыки.
Вопрос: «Что же необходимо сделать, чтобы понять замысел композитора?»
Во-первых, осмыслить содержание произведения, понять его жанр, стиль и замысел композитора.
Во-вторых, разработать фразировочный и динамический план произведения, который ярко бы раскрывал образы и эмоциональное содержание произведения.
Слайд 16
Работа с концертмейстером
Во время занятия большое внимания было уделено работе с концертмейстером. Совместное исполнение с учащейся и совместное понимание задач – единый процесс творческого поиска.
Слайд 17
Эмоциональное содержание пьесы
Старинная форма произведения предполагает контраст между крайними и средней частями. Каждая часть имеет свой характер. Поэтому и исполняться эти части будут по-разному, различными штрихами и вокальными приёмами. Постарайся сама услышать как характер и образы средней части отличаются от первой и третьей частей.
Наталья: «Я чувствую как меняется мелодия в средней части. Она более взволнованная». Насыщена виртуозными пассажами.
Слайд 18
Детальный разбор исполнительских приёмов
Началось совместное с педагогом осмысливание каждой музыкальной фразы .
Основное внимание уделялось штрихам Legato и Marcato .
Исполняя фразу на Legato, нужно следить за дыханием.
Чтобы добиться ровного певческого звука, нужно правильно распределить дыхание во фразе.
Слайд 19
Детальный разбор вокальных приёмов
Даже несложные приёмы динамики в учебной практике требуют тщательной работы над различными приёмами вокальной техники: распределение дахания, вибрато, акценты. Вся работа сопровождается показом преподавателя.
В постепенной динамике (crescendo, diminuendo) большое внимание должно уделяться задаче правильного распределения дыхания и силы звука. Изменение динамики, предвидение кульминации, а также филировка требует тонкой работы над вокальным звуком.
Слайд 20
Детальный разбор вокальных приёмов
Особое место в работе отведено работе над вибрато. Именно оно во многом определяет характер и красоту звука.
Вибрато должно быть лёгким, свойственным эпохе, соответствовать стилю произведения.
Слайд 21
Детальный разбор вокальных приёмов
Добиваясь музыкально-образного исполнения пьесы, было уделено внимание выразительным возможностям акцентов.
В нашем произведении акценты лёгкие и почти незаметные, подчёркивают изящность штриха маркато. Акцент здесь мыслится не как «укол», подразумевает скорость атаки звука, его мягкость. Особое внимание уделяется дикции.
Слайд 22
Завершение занятия
В конце урока ученица исполнила произведение в сопровождении фортепиано.
Удачное исполнение произведения вдохновило Наталью на дальнейшую работу над его выразительностью и вызвало желание закрепить полученные на уроке знания в домашней работе.
Слайд 23
Новое понимание
К завершению урока ученица уже сравнивала своё исполнение с прошлым и пробовала анализировать свои собственные ошибки.
Тот факт, что она сумела в процессе неоднократного исполнения произведения увидеть, представить и понять его, самостоятельно оценив сложность – говорит о том, что на уроке она продвинулась к пониманию переживания композитора, его чувств и эмоций.
Было видно её желание работать и вдохновение при исполнении произведения, её радость от умения
передать характер музыки. У Натальи осталась заинтересованность и желание продолжить работу на следующем занятии.
Слайд 24
Итоги и выводы совместной работы
Была проведена скрупулезная работа с учеником над фразировкой на примере конкретной художественной задачи
Понимание, что изучение текста, бережное отношение к авторским указаниям, проникновение в эмоциональное содержание произведения – способны приблизить нас к замыслу композитора
Проработаны различные элементы певческого процесса
Занятие проходило в доброжелательной атмосфере
Слайд 25
Домашнее задание
Закрепить в памяти пройденный во время занятия материал.
Уделить большое внимание наиболее сложным исполнительским приёмам.
Необходим последующий контроль преподавателем навыков, полученных Натальей на уроке.
Слайд 26
Спасибо всем присутствующим за внимание!
Присутствовали члены экспертной комиссии:
Зам. директора по УВР Чепик А.Е.
Зав. Музыкальным отделением Зрянина М.В.
Преподаватель по классу гитары Несветаева Т.И.
e-mail: tata_dr@mail.ru