Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Методика обучения технике нападения»
Тренер-преподаватель
Шубин Е.В.
Слайд 2
овладение рациональной техникой игры – главная задача в технической подготовке волейболистов.
Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:
Слайд 3
Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.
При формировании двигательного навыка различают следующие фазы, в порядке друг за другом.
Слайд 4
Первая фаза физиологическая
Создаётся представление (первое) о двигательном действии.
Сначала упражнения выполняются неверно и приблизительно похожее на конечный вариант.
Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается УНС.
Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.
Методическая задача и приёмы обучения – овладеть основами техники и общим ритмом действия.
Обучение сконцентрировано на времени, ибо длительные перерывы в занятиях снижают его действенность.
Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия не целесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляют нервную систему.
Изучение сложного технического приёма (например, нападающего удара) по частям, а более простых – в целом.
Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.
Слайд 5
Вторая фаза психологическая
Формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углублённого разучивания).
Двигательные ощущения становятся более чёткими. Появляется возможность уточнить движения.
В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.
Методическая задача и приёмы обучения – детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных в одном занятии повышено.
Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективность обучения.
Используются методы обучения, которые опираются на двигательные восприятия (словесный, наглядный, сопряжённого действия, идеомоторный).
Слайд 6
Третья фаза методическая
Стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка).
При выполнении действия не требуется сосредоточение внимания.
Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддаётся внешнему торможению.
Методическая задача и приёмы воздействия – дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижения вариабельного навыка (гибкого, подвижного) не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др.).
Совершенствование мастерства должно идти в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
Слайд 7
Овладение техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме:
Назвать терминологически правильно приёмы;
Показ приёма тренером, на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре;
Объяснить технику выполнения приёма с демонстрацией (положения звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приёма);
Делаются попытки практического выполнения приёма – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям;
Упражнение с мячами с партнёром в самых простых условиях;
Работа на тренажёрах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами или без мячей;
По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнёров, дополнительные задания и т.д.);
Выполнение технического приёма (приёмов) в условиях, приближённых к игре.
Слайд 8
Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются:
Слайд 9
Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приёмы их исполнения:
Слайд 10
Методика обучения технике волейбола
По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты
Слайд 11
Техника нападения
Включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).
Стойки –приобретение готовности к перемещению и выхода в исходное положение для выполнение технического приёма.
Виды стоек: устойчивая и неустойчивая.
В зависимости от предстоящих игровых действий игрок выполняет стойку, рациональную для определённого вида деятельности.
Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди, вторая чуть сзади, туловище слегка наклонено вперёд, предплечья согнуты в локтевых суставах, ладони на уровне пояса, ноги преступают.
Слайд 12
Техника нападения
Перемещения – выбор места для выполнения технического приёма.
Виды перемещений:
шаг обычный (вперёд, назад, в стороны);
бег обычный (вперёд, назад, в стороны);
скачок, выпад;
прыжок (толчком одной-двумя ногами с разбега, с места, с поворотом-без поворота туловища).
Все виды перемещений объединяет плавность и мягкость их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствия маховых движений руками.
Слайд 13
Примерные упражнения для обучения
В стойке, приставные шаги вправо, влево (шагом вперёд, назад);
В стойке, крестные шаги в право, влево;
В стойке, двойной шаг вперёд, назад;
Скачок вперёд, назад в стойку;
От линии нападения двойным шагом (скачком) остановиться у сетки и поворот в стойку;
По лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку;
В стойке перемещения по периметру площади лицом к сетке;
Перемещения по зонам площадки с остановками в стойке;
То же, но из стойки прыжок вверх;
Челночный бег от линии нападения лицом вперёд до сетки, остановка в стойке, прыжок вверх – перемещение назад спиной вперёд до линии нападения, остановка в сетке, прыжок вверх и т.д.;
Бег лицом вперёд до линии нападения к сетке и спиной вперёд до лицевой линии;
В стойке перемещения по сигналу учителя в сторону, вперёд, назад, прыжок;
Ловля мяча руками (мяч набрасывает партнёр не точно) после перемещения разными способами;
Сочетания различных способов перемещений с остановками и принятием стойки
Слайд 14
Верхняя прямая подача – средство введения мяча в игру и средство нападения.
Волейболист поддерживает мяч левой (правой) рукой на уровне чуть выше пояса, а правая (левая) рука лежит на мяче, разноимённая бьющей руке нога впереди.
Подброс мяча на высоту чуть выше вытянутой руки вверх, оптимальная амплитуда замаха, незначительное отклонение туловища назад, перенос веса тела на впереди стоящую ногу.
Бьющая рука движется к мячу с нарастающей скоростью.
Удар по мячу плоской напряжённой кистью, кулаком, полукулаком по центру мяча.
Слайд 15
Примерные примеры для обучения
Слайд 16
Ошибки при обучении подачам:
- подброс мяча не на оптимальной высоте;
- подброс мяча не в сагитальной плоскости;
- не точный удар по мячу (сверху, сбоку);
- скорость бьющей руки незначительна;
- встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной высоте.
Передача вперёд с опоры
Исходное положение – туловище вертикально, ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах в зависимости от высоты траектории полёта мяча;
Кисти рук перед лицом образуют «ковш», локти слегка разведены, большие и указательные пальцы почти соединены в треугольнике.
Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействия с мячом, упруго и эластично выпрямляются вместе с разгибанием рук в локтевом суставе.
Слайд 17
Примерные упражнения для обучения
Слайд 18
Ошибки при обучении передачам:
Слайд 19
Прямой нападающий удар
Состоит из разбега, прыжка, удара по мячу и приземлению.
Обучение проводить только расчленённо в такой последовательности: прыжок вверх с места толчком двумя ногами, разбег вместе с прыжком и замахом, удар по мячу.
Во время выполнения разбега и прыжка решаются две задачи: достижение максимальной точности по отношению к траектории полёта мяча и оптимальной высоте прыжка.
Не определив траектории полёта мяча, волейболист выполняет один-два ступающих шага в замедленном темпе (первая фаза разбега).
Определив характер траектории полёта мяча, волейболист корректирует скорость своего перемещения (вторая фаза).
Затем напрыгивания-стопорящий шаг (третья фаза).
В последней фазе нога выносится вытянутой вперёд скачком и ставится на пятку.
Руки отводятся назад и в момент приставления сзади стоящей ноги к стопорящей делают маховое движение вперёд-вверх.
Не бьющая рука выносится при махе до уровня груди, головы.
Перед отталкиванием наиболее рациональным является параллельное положение стоп или небольшой разворот их к наружи. Высота прыжка зависит, в основном, от угла сгибания ног в коленных суставах.
Слайд 20
Примерные упражнения для обучения
Слайд 21
При прыжке обе руки махом выносятся вверх.
Слайд 22
Ошибки при обучении нападающему удару