Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
1.12 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 2
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Наука – 1) особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире; 2) социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)
Наука — это
отрасль духовного производства и система научных исследований
особая система организаций (социальный институт), производящих и распространяющих знания (вузы, научно-исследовательские институты, академии и т. д.)
особая система знаний (в форме научных теорий, понятий и законов)
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 3
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Наука как отрасль духовного производства и система научных исследований
Особенности и отличия науки от других сфер духовной культуры:
использование специального языка науки, развитого понятийного аппарата (категориальность), высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий;
объективность (независимость знания от воли и сознания познающего субъекта);
использование особых методов и принципов познавательной деятельности;
проверяемость и воспроизводимость полученных знаний;
доказательность (полученное знание должно быть обосновано);
логичность и непротиворечивость полученных знаний и сформулированных теорий, сопоставимость с уже известными теориями и фактами;
системность (все элементы научного знания взаимосвязаны между собой, взаимодействуют друг с другом и составляют единое целое)
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 4
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Наука как социальный институт
Институт науки— формально (законодательно) и неформально закреплённая система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, между научной сферой и другими социальными институтами.
Наука как социальный институт включает:
1) учёных с их квалификацией, опытом и знаниями;
2) разделение и кооперацию научного труда (различные направления в научной деятельности, обобщение результатов и их учёт в дальнейших исследованиях);
3) налаженную и эффективно действующую систему научной информации (издание научных журналов, проведение научных конференций);
4) научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;
5) лабораторное и экспериментальное оборудование;
6) методы научно-исследовательской работы;
7) специальный язык (знаки, символы, формулы);
8) формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
9) моральные принципы научной деятельности (нацеленность на поиск истины, доказательность гипотезы, отсутствие плагиата и др.).
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 5
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Виды наук
В соответствии с изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира наука делится на отрасли научного знания, граница между которыми весьма подвижна.
По объекту и методам познания отрасли науки разделяют на:
естественные науки, которые изучают природу (физика, химия, биология, геология и т. д.);
технические науки, которые изучают количественные отношения, технику и механизмы (робототехника, механика, баллистика и т. п.);
точные науки (математика, информатика);
социально-гуманитарные науки, которые изучают общество и человека (история, социология, политология, экономика, психология, юриспруденция, лингвистика, этика, эстетика, философия и т. д.).
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 6
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Виды наук
По зависимости от практики наука делится на:
фундаментальные науки, которые выявляют основные законы и принципы функционирования природы, человека и общества (полученные знания не предполагают практического применения вне науки и в значительной степени опережают прикладные науки, которые зависят от успеха фундаментальных исследований);
прикладные науки, которые направлены на решение практических задач при познании природы, человека и общества (применяют и адаптируют полученные знания от фундаментальных научных исследований для совершенствования человеческой деятельности).
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 7
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Естественные науки.Социально-гуманитарные науки
изучают природу, которая существовала
и может существовать независимо от человека.познают общество, изучая деятельность людей, живущих в этом обществе, их мысли и стремления
изучают объективные связи между природными явлениями.изучают не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют
дают, как правило, обобщённые, теоретические знания.изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определённый период, политику конкретного государственного деятеля и т. д
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 8
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки
Классификация социально-гуманитарных наук в зависимости от предмета исследования
История - наука, изучающая прошлое человеческого общества.
Культурология - комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре.
Политология - наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом.
Правоведение - наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.
Социология - наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных.
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
Экономика - наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 9
Особенности, уровни и методы научного познания
Наука как способ познания
Научное познание — деятельность человека, направленная на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, обществе и человеке.
Научным знанием является система знаний о законах природы, общества и мышления, описанная с использованием специальных терминов, знаков, символов, формул и пр.
Особенности научного познания
объективность
проверяемость
доказуемость полученных знаний на практике
обобщение знаний и их системный характер
применение специальных методов для получения знаний
развитость понятийного аппарата
рациональность и непротиворечивость
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 10
Особенности, уровни и методы научного познания
Уровни научного познания
Теоретический уровень направлен на получение знаний с помощью выявления общих признаков и закономерностей, опираясь
на результаты эмпирического уровня познания.
Эмпирический уровень направлен на получение знаний непосредственно из опыта, выявляя свойства объектов познания.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 11
Особенности, уровни и методы научного познания
Эмпирический уровень направлен на получение знаний непосредственно из опыта, выявляя свойства объектов познания.
На этом уровне знание представлено в виде научных фактов (отражение объективного факта в сознании) и эмпирических законов (объективных устойчивых связей между явлениями и процессами).
В качестве эмпирических методов познания применяются:
наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;
измерение — процесс определения измеряемой величины к другой, принятой за постоянную (к единице измерения), с целью выявления численного значения измеряемой величины;
описание — фиксация ощущаемых свойств;
сравнение — установление сходств и различий у объектов;
эксперимент — изучение объекта в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 12
Особенности, уровни и методы научного познания
Теоретический уровень направлен на получение знаний с помощью выявления общих признаков и закономерностей, опираясь на результаты эмпирического уровня познания.
На этом уровне знание представлено в виде проблем (совокупность суждений,
включающая также ещё возможные знания; постановка вопроса, требующего ответа), гипотез (умозаключение в виде научного предположения, которое нуждается в доказательстве и проверке) и теорий (самая развитая форма научного знания, является развитием гипотезы, которая смогла пройти проверку и объяснить определённый круг явлений и закономерностей).
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 13
Особенности, уровни и методы научного познания
В качестве теоретических методов познания применяются:
абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными.
формализация — выражение содержания в форме знаков искусственного языка (формул и др.);
аксиоматический метод - способ построения научной теории на основе аксиом (постулатов)
моделирование (математическое) — изучение объекта на его знаковом отображении;
идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности;
исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 14
Особенности, уровни и методы научного познания
Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:
Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения.
Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое.
Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному.
Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему.
Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях.
Классификация – группировка объектов по определенным критериям.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 15
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
Научное социальное познание
направлено на получение научных знаний об обществе
совпадение объекта и субъекта познания (общество изучает само себя, или человек изучает общество)
полученное знание тесно связано с интересами субъектов познания, зачастую имеет ценностный характер;
динамичность и противоречивость объекта изучения (общества)
ограниченная возможность применения различных методов (эксперимент и т.д.) и прогнозирования
Методы социального познания (в дополнение к ранее указанным):
эмпирические методы (опрос, анкетирование, тестирование);
теоретические (анализ документов, типологический, метод экспертных оценок, социальное прогнозирование, социокультурный метод).
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 16
Функции науки
В обществе наука выполняет следующие функции:
культурно-мировоззренческую — формирует и определяет мировоззрение, которое является частью культуры;
прогностическую — наука способна прогнозировать последствия деятельности человека и общественных тенденций, участвовать в разработке планов дальнейшего развития общества, экономики и культуры;
познавательно-объяснительную — познание мира и объяснение законов его развития;
производственную — наука является мощным источником непрерывного процесса совершенствования производства (разработка и внедрение новых технологий), успехи материального производства зависят от научных исследований.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 17
Возрастание роли науки в современном обществе
Наука в современном обществе оказывает значительное влияние на его деятельность и развитие.
Научно-технический прогресс (НТП) — поступательное развитие науки и техники, в ходе которого научные знания значительно изменяли привычные представления и привычную деятельность в обществе (постоянная и объективная закономерность развития материального производства, приводящая к научно-техническим революциям).
Научно-техническая революция (НТР) — скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, источников энергии и т. д.), который связан с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества).
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 18
Возрастание роли науки в современном обществе
Социальные последствия научно-технической революции
Позитивные
возрастание роли научных знаний;
уменьшение числа занятых в производстве (автоматизация и компьютеризация производства) — снижение издержек производства;
овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях;
рост капиталовложений в наукоёмкие производства;
применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов;
изменение облика работников в отраслевой и профессиональной структуре, а также их квалификации;
интеграция мирового сообщества, коллективное обсуждение ключевых вопросов развития современного мира;
развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 19
Возрастание роли науки в современном обществе
Социальные последствия научно-технической революции
Негативные
рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодёжи, вызванной как циклическими спадами производства, так и развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики при одновременном процессе сокращения старых отраслей и отмирании некоторых традиционных профессий;
господство единого стандарта производства и потребления;
глобальные проблемы современного общества (экологические, политические и т. д.);
техногенные катастрофы;
неспособность части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей (маргинализация и люмпенизация части общества, особенно в странах третьего мира);
демографические проблемы (перенаселение Земли, диспропорция в уровне рождаемости в развитых странах и странах третьего мира)
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 20
Возрастание роли науки в современном обществе
Этика науки
Несмотря на свободу научного творчества учёных, к ним также предъявляются требования соблюдения моральных и этических норм общества. Эти нравственные общечеловеческие «законы» призваны актуализировать социальную ответственность учёных за свою деятельность и за научные открытия. Цель учёного — служение не только науке (бескорыстный поиск и отстаивание истины), но и обществу.
В современном мире у учёных существенно возросла степень ответственности за результаты собственных исследований, поскольку многие из них:
имеют двойное назначение (например, создание новых видов оружия массового поражения);
нравственно неоднозначны (допустим, клонирование живых организмов);
оказывают негативное, пагубное воздействие на природу и пр.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 21
Направления научно-технологического развития и научные достижения РФ
Важнейшими закономерностями развития науки являются дифференциация и интеграция научного знания
Единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
Дифференциация проявляется в.Интеграция проявляется в
выделении отдельных разделов науки в относительно самостоятельные дисциплины со своими задачами и методами исследования;.организации комплексных междисциплинарных исследований;
детализации научных понятий;.разработке научных дисциплин, выполняющих общеметодологические функции (кибернетика, общая теория систем, синергетика и т. п.);
установлении новых научных принципов, законов, закономерностей развития природы и общества;.разработке научных методов, применяемых в ряде отраслей научного знания (компьютерный эксперимент, спектральный анализ и т. п.);
детализации научных проблем изучения действительности. Чем глубже наука проникает в суть деталей, тем лучше она вскрывает связи между различными областями действительности, способствуя тем самым интеграции научного знания.разработке теорий и принципов исследования общих связей на стыках смежных научных дисциплин. Чем больше наука вскрывает общих связей, тем лучше она уясняет суть деталей, способствуя дифференциации научного знания
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 22
Направления научно-технологического развития и научные достижения РФ
Направления научно-технологического развития Российской Федерации:
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения;
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) создание интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем и др.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 23
Направления научно-технологического развития и научные достижения РФ
Научные достижения Российской Федерации
В число достижений российских ученых первого десятилетия XXI в. входят:
открытие наиболее тяжелых химических элементов с номерами 115, 117 и 118;
создание экзаваттных лазеров;
разработка метода по получению сверхмощных магнитных полей;
обнаружение запасов льда и метана на Марсе;
доказательство гипотезы Пуанкаре;
препарат от лихорадки Эбола;
открытие денисовского типа древнего человека и др.
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv
Слайд 24
д/з 1) под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1, §1, 2, 12, 18 2) Боголюбов, 10 кл., § 6, 13 3) Кудина, 10-11 кл., § 6, 17
4) Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
Хамидуллин Б.И._https://vk.com/ege_oge_obshestv