Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Особенности организации урока в малокомплектной начальной школе.
Червякова Жанна Васильевна
учитель начальных классов и ИЗО
МБОУ «Каменская СОШ»
Слайд 2
«Малокомплектная школа – это школа
без параллельных классов,
с малым контингентом учащихся…»
Слайд 3
Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем вопросы образования в ст.29 Закона РФ «О социальном развитии села» от 21. 12. 1990г. № 438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения, без ограничения численности населения…»
Слайд 4
Отличия малокомплектной школы: небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия организации учебного процесса малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель занимается с учениками другого класса.
Слайд 5
Малокомплектным классом называется такой класс, в котором учащиеся двух, трех, четырех классов объединяются в один класс– комплект, в нём вместе менее 15 учеников и с классом–комплектом работает один учитель.
Слайд 6
Недостатки преподавания в малокомплектном классе
1. Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовывать самостоятельную работу детей;
2. Внимание учителя распределяется между двумя-тремя классами;
3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;
4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение или работа с компьютером;
5. Ограничена возможность использования компьютера и других технических средств обучения;
6. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, а то и к 10 урокам
Слайд 7
Преимущества преподавания в малокомплектном классе
1. Небольшое число учащихся;
2. Возможность в течение урока опросить каждого ученика;
3. Возможность лучше изучить индивидуальные особенности каждого ребёнка;
4. Возможность хорошо знать домашние условия;
5. Меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.
Слайд 8
Структура урока строится в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом.
Формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две:
работа под руководством учителя;
самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени.
Слайд 9
Принцип самостоятельности
– основной принцип преподавания в малокомплектном классе
Слайд 10
Требования к самостоятельным работам
Соответствовать программным требованиям;
2. Развивать логическое мышление, то есть будить мысль ученика;
3. Должна быть посильной для учеников, в этом случае она может быть выполнена сознательно;
4. Должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию;
5. В малокомплектных классах может занимать больше 50% учебного времени;
6. Соблюдать принцип систематичности;
7. Каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться;
8. Проводится не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока;
9. Перед выполнением самостоятельной работы должна быть поставлена цель;
10. Разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы или дать образец выполнения работы.
Слайд 11
Формы организации обучения: Парная (в общении участвуют только два человека). Групповая (один говорит, два и более слушают). Коллективная (работа в парах переменного состава).
Слайд 12
Итак, правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.