Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. Такие разные задания
Маслова А.Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ ООШ № 5
Слайд 2
Методика критического мышления
Первый этап — вызов — постановка задач - обязателен на уроке.
Второй этап — осмысление - изучение нового материала.
Третий этап — рефлексия - закрепление, обобщение.
Слайд 4
Морфемные пазлы («составь словечко»)
размещать – приставка разрушить - приставка
побежать – корень выбирать - корень
летать – суффикс бегать - суффикс
красить – окончание слышать - окончание
поскользнуться – постфикс (разбирать)
(разбежаться)
поехать – приставка
мирить – корень
пережить – суффикс
сидеть – окончание
умываться – постфикс
(помириться)
Слайд 5
Графический диктант
- Производная работа из перфокарт
Тема « Чередование гласных»:
О . . .
А . . . .
Подрастать, росточек ,проложить, касаться, налагать, касательная, водоросли и т.д.
Можно использовать и при слитном/раздельном написании, НЕ-НИ, Ь-Ъ и др.
Слайд 6
Тексты с пропусками слов
Лесные мастера
Нужно Бельчонку профессию выбирать, в лесу без профессии не прожить.
Барсук у тебя какая профессия? ______________! – ___________ Барсук. - Туннели в земле рою!
- Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. Спрошу-ка у Ондатры!
- ______________ я! – ____________ Ондатра. – Землянки, хатки строю!
Ты Паук, что умеешь?
- Ткать, _______ работаю! Ловчие сети в лесу плету!
- Я бы сети плел, будь и у меня восемь ног, восемь глаз! Посоветуюсь- ка с Оляпкой!
_____________ я! – _____________ с камня Оляпка. И плюх с камня в воду! Побежал по дну, заглядывая под камушки.
- Ни по силам, ни по уму мне такие профессии! –_________ Бельчонок. – Бобр, может, ты подскажешь?
- Я, Бельчонок на все лапы мастер! ________ - норы, ямки рою, ________ - плотины, запруды строю, ___________ - на дно ныряю, __________ - деревья валю, разделываю! Я, Бельчонок, все могу, только грибы не собираю…
- Грибы? Вот я _________ и стану! Чем плохая профессия? –______________ Бельчонок. – Насушу грибов – зиму перезимую! По душе и по силам мне это дело!
И отправился Бельчонок по грибы.
Слова для справок: лесоруб, строитель, пахарь, водолаз, ткачом, землекоп, грибник, чирикнул, прохрюкал, испугался, обрадовался, затужил, фырчит, проверещала.
Попутное повторение: глаголы говорения.
Слайд 7
Занимательная лингвистика
При изучении темы «Тире в простом предложении» можно использовать такое задание:
Соедините части предложений
(можно стрелками)
Луна цветы без запаха
Цветы царица цветов
Роза глаза умерших предков
Бабочки серебряный шар
Попутно можно повторить средства выразительности языка.
Слайд 8
Новые технологии
верные-неверные утверждения
перепутанная логическая цепочка - Эти приемы можно использовать в начале урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил.
ассоциативный ряд
Слайд 9
Верные и неверные утверждения
Например, 7-м класс тема «Предлог»:
а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми употребляются;
б) все предлоги пишутся в одно слово;
в) правописание производных предлогов надо запомнить;
г) предлоги бывают простыми и составными;
д) некоторые производные предлоги образованы от существительных;
е) есть предлоги, которые пишутся через дефис;
ж) предлог - самостоятельная часть речи;
з) рядом с глаголом никогда не встретишь предлога.
Слайд 10
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Вниманию учащихся предлагается перепутанная логическая цепочка. Ребята должны найти нарушения в логике, обосновав свое мнение.
Так, например, ребятам на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка:
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Слайд 11
«Архивариус»
Учащиеся получают на дом «занимательные вопросы», на которые им необходимо найти ответ, например:
Что объединяет слова "желудок" и "желудь"?
Почему мы так говорим: "кричать во всю ивановскую" и др.
Этимология слова « джинсы» и т.д.
Обязательно указывать источник, откуда взяты сведения. Предпочтение отдается информации из энциклопедий, словарей.
Слайд 13
Некоторые приемы и задания
Составление словарей из произведения писателей
Приём «толстые и тонкие вопросы» (тонкие требуют однозначного ответа, а толстые - размышления) При чтении вступительной статьи о писателе, даю такое задание: записать 2-3 толстых вопроса по статье, из которых видно, что повлияло на творчество писателя, его мировоззрение.
Подбор эпитетов-качеств героя. Казалось бы, элементарно, но затруднения вызывает, во-первых, незнание текста, во-вторых, бедный словарный запас по причине нечтения.
Слайд 14
Ассоциативный ряд
Выяснение лексического значения слова
Пример:
Лето – каникулы, радость, отдых, озеро, купание, друзья, тепло, ягоды.
Условие – 8 слов и 2 минуты.
Когда переходим на личность писателя или его произведения, то времени даётся больше и слов тоже можно больше.
Вот что у нас получилось в 9 классе:
Пушкин – Лицей, кудрявый, поэт, Онегин, няня, Пущин, Мойка, Гончарова, дуэль, Дантес, ссылка
Тургенев – охота, несчастная любовь, Муму, высокий, злая мать, крестьяне, Ася, дуб