Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций обучающихся.
Сардак Марина Витальевна, учитель истории, обществознания и ОДНКНР
МАОУ СШ №1 г. Михайловска.
Слайд 2
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества»
Т.Рузвельт
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.
Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги-энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания..
Слайд 4
На период до 2025 года в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации приоритетной задачей заявлено: развитие высоконравственной
личности, разделяющей традиционные духовные ценности, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Слайд 5
В Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России
определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Слайд 6
Это же определение национального воспитательного идеала приводится во ФГОС каждой ступени образования.
К традиционным источникам развития ценностных ориентаций в Концепции отнесены понятия: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество — именно эти источники в дальнейшем определяют базовые национальные ценности.
Слайд 7
«Ценностные ориентации — это ценностное отношение к объективным ценностям, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее».
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Именно поэтому изучение возможностей формирования ценностных ориентаций учащихся в условиях введения ФГОС является актуальным.
Слайд 8
Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование
Слайд 9
Как решить проблему формирования личности и становления ценностных ориентаций современного подростка в динамично меняющихся современных реалиях? Семья, как социальный институт, являясь фундаментом развития личности, выполняет функцию накопления и передачи социального и духовного опыта, но тот факт, что подросток половину своего времени проводит в школе, говорит сам за себя: вопрос о становлении личности ребенка ложится в полной мере и на педагогов. По мысли Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Слайд 10
В сложившейся ситуации у современного российского образования возникает задача нахождения оптимальных методов, направленных на формирование у учащихся не только прочных знаний, умений и компетенций, но и форм, способов и средств, в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности, обеспечивающих разностороннее развитие личности ребенка, способного созидать на благо человечества. Для организации деятельности педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся среднего и старшего школьного возраста необходимо разработать план воспитательной работы, охватывающий различные направления.
Слайд 11
Цель деятельности классного руководителя:
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Слайд 12
Задачи:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы ценностных отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся системы ценностей и духовных ориентиров;
организация социально значимой тво рческой деятельности обучающихся.
Слайд 13
Духовные ценности человека
Слайд 15
Направления воспитательной работы
духовно-нравственное,
спортивно-оздоровительное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
социальное.
Слайд 16
Участие в городских мероприятиях
Слайд 17
Поездки в театр, экскурсии
Слайд 19
Внеклассные мероприятия
Слайд 20
Сотрудничество с храмом
Слайд 21
Сотрудничество с городской библиотекой
Слайд 22
Сотрудничество с музеем
Слайд 24
Командообразующие игры
Слайд 25
Военно-патриотическая игра «Шторм»
Слайд 26
Спортивные мероприятия
Слайд 28
Критериями эффективности процесса формирования ценностных ориентаций подростков на являются: а) познавательный, отражающий информированность учащихся в ценностной сфере (показатели: наличие представлений о наиболее значимых ценностях, сформированность и осмысленность понятий); б) эмоциональный, отражающий отзывчивость по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: адекватность оценок, широта и устойчивость интереса); в)поведенческий, отражающий сформированность положительных качеств личности (показатели: стремление к самовоспитанию, самостоятельности, ответственности, волевые проявления).
Слайд 29
Таким образом, у классного руководителя есть инструментарий для нахождения оптимальных методов, направленных на формирование у учащихся не только прочных знаний, умений и компетенций, но и форм, способов и средств, в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности, обеспечивающих разностороннее развитие личности ребенка, способного созидать на благо человечества.
Слайд 30
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий