Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Иван Сергеевич Тургенев
Рассказ
«БЕЖИН ЛУГ»
Образы мальчиков
Подготовила Семёнова Е. Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Вандышевская СОШ»
Слайд 2
И.С.ТУРГЕНЕВ
В.Г.Перов «Охотники на привале»
Слайд 3
И.С.ТУРГЕНЕВ
С 1845 года И.С.Тургенев лето проводит в деревне, охотится, общается с крестьянами и их детьми. Наблюдает, пишет рассказы о крестьянской жизни. В начале 1851 года в журнале «Современник» был напечатан рассказ «Бежин луг».
Слайд 4
РАССКАЗЧИК
Повествование в рассказе ведется от лица рассказчика-охотника.
«Записки охотника»
И.С.Тургенев – великолепный рассказчик.
Образы мальчиков показаны ярко и правдоподобно. Каждый нтересен по-своему.
Слайд 5
1
В
А
Б
Г
Какая из картин является иллюстрацией к рассказу «Бежин луг»?
Слайд 6
Рассказ «БЕЖИН ЛУГ»
Образы мальчиков
«Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун».
«Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним».
Слайд 7
ПОРТРЕТ
Характеристика литературного героя
Возраст.
Портрет.
Роль среди товарищей.
О чём и как рассказывает.
Верит ли он в то, что рассказывает?
Поведение и поступки.
Авторское отношение к герою.
Чем этот литературный герой вам запомнился?
Слайд 8
ФЕДЯ
«…Всех мальчиков было пять»
"...Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать..."
"...Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы..."
"...Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой...»
Слайд 9
ФЕДЯ
"...На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские..."
Слайд 10
ФЕДЯ
говорит "с покровительствующим видом" ,
он — самый старший из ребят и его семья богаче других.
"...Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя..."
Говорит мало, чтобы казаться более важным.
"...сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство..»
Федя добрый.
— Я ей гостинца дам. … И тебе дам.
Слайд 11
ПАВЛУША
«У второго мальчика , ПАВЛУШИ, волосы были всклочённые, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, только приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый … а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Смелый : после того, как «услышал» голос утонувшего мальчика, отошёл, однако воды зачерпнул.
Слайд 12
ПАВЛУША
«Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».
Павлуше на вид было не более 12 лет.
«Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка».
«Что за славный мальчик!»
Автор: «Я невольно полюбовался Павлушей».
«Жаль, славный был парень!»
Слайд 13
ИЛЬЮША
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно щурился от огня.
Слайд 14
ИЛЬЮША
«Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной
шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку».
«… на вид не более 12 лет».
Уже работает. «Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим».
Слайд 15
КОСТЯ
«Четвёртый, КОСТЯ, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва можно было различить; но
странное впечатление производили его
большие, чёрные , жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».
Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
Слайд 16
ВАНЯ
«Этому мальчику было всего лет семь».
«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову».
«Ваня не шевелился под своей рогожей».
«Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза».
Слайд 17
Монолог
Монолог – развернутое высказывание, речь одного человека, обращенная к самому себе (или к читателю, зрителю), которая представляет собой размышление о каком-то событии и его оценку.
Монологи составляют важную часть композиции произведения. Они объясняют развитие сюжета и поступки героя.
В монологе герой, как правило, раскрывает наиболее важные для себя проблемы.
Слайд 18
?
О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ МАЛЬЧИКИ?
Слайд 19
ФЕДЯ
Спрашивает у Ильюши о домовом.
– А ведь вот и здесь должны быть русалки», – заметил Федя.
Интересуется, что произошло на плотине:
– Ну, что такое случилось? Сказывай…
– А точно. Я слышал, это место у вас нечистое.
Спрашивает у Павлуши о предвиденье небесном.
«Ведь это тебя водяной звал, Павел», – прибавил Федя….
Слайд 20
Рассказывает о домовом.
«Нет, я его не видал, … а слышал…Да и не я один». «Уж как же мы напужались о ту пору!»
О псаре Ермиле и барашке.
О покойном барине: «Ходит, говорят, в кафтане долгополом и всё это этак охает…»
О тех, кому умирать в том году (пересказывает рассказ бабы Ульяны)
О Тришке
О лешем : Описывает его (со слов тех, кто видел).
О водяном, который может утянуть в реку, и Акулине, которая сошла с ума.
Автор: «…Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья»
ИЛЬЮША
Почему автор называет мальчика не Ильёй, а Ильюшей?
Слайд 21
КОСТЯ
Костя рассказывает о слободском плотнике Гавриле и русалке (пересказывает рассказ своего отца).
О душе Акима-лесника, которого в бучиле (глубокой яме) утопили воры
- А видали их, что ли, волков-то? спросил трусишка Костя.
Глаголы говорения : сказал, отвечал, промолвил, повторил, прибавил, спросил, пролепетал
Слайд 22
ПАВЛУША
Рассказывает о предвиденье небесном (солнечном затмении).
Поддерживает рассказ Ильюши о Тришке:
«Вот его-то и ждали у нас. Говорили старики, что вот, мол, как только предвиденье зачнётся, так Тришка и придёт».
Говорит, что слышал, как слышал голос утонувшего мальчика Васи: «Я слушаю; а тот опять зовёт: «Павлуша, подь сюда».
Слайд 23
ВАНЯ
В разговоре мальчик не участвует. Он только слушает.
Прячется под рогожу. Ему страшно. Даже не стал есть картошку.
- Гляньте-ка. Гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, гляньте на божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!
Когда Федя сказал, что даст гостинца Ваниной сестре и Ване. То Ваня вздохнул: «Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая».
Слайд 24
ПЕЙЗАЖ
«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким
пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные звезды, казалось, тихо текли всё, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли».
Слайд 25
СПАСИБО
ЗА РАБОТУ
НА УРОКЕ