Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок исследовательской деятельности
Мастер-класс
доцента кафедры начального образования РО ИПК и ППРО
к.п.н. СУХАРЕВСКОЙ Елены Юрьевны
Слайд 2
АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ
САВЕНКОВ,
д.п.н., д.пс.н., профессор
Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециали-зированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского
поиска становится важнейшей
задачей современного образования.
Слайд 3
Ø Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и, как отмечает А.И.Савенков, «в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины…При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть как полезным, так и малополезным, с точки зрения общества, и даже вредно и опасно». Исследователь зачастую не знает, что он получит в конечном результате.
Слайд 4
Тема: Животные
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери);
разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными. Сохранение редких животных.
Красная книга.
Слайд 5
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применение, а также систему основополагающих злементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.
Слайд 6
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Б. – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при
указании и без указания количества групп);
- описывать на основе предложенного плана изученные объ
екты и явления живой и неживой природы;
– П - различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Слайд 7
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
У учащегося будут сформированы:
Б. - интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
П - интерес к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности
Слайд 8
Развивающие задачи
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Базовый уровень Базовый уровень Базовый уровень
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку). – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности
под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения
Слайд 9
Развивающие задачи
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Повышенный уровень Повышенный уровень Повышенный уровень
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из
сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Слайд 10
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Решить загадку «Что здесь лишнее?»
- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
- Чтобы вы хотели узнать о …………?
Слайд 11
2. Определение проблем исследования.
На данном этапе проходит подготовка к исследовательской деятельности. Класс выдвигает проблемы, а учитель вывешивает или записывает их на доске.
Многоаспектный объект изучения
Одноаспектный объект изучения
Например,
1. Как называется?
2. Основные особенности: вид; класс; отряд.
3. Чем питается?
4. Какую роль играет в жизни растений, животных
человека?
(не менее 10 проблем)
Слайд 12
3. Выбор темы.
На данном этапе класс делится на группы.
Многоаспектный объект изучения
с темой своего исследования – выбирается своя карточка (рисунок). Оставшиеся карточки с рисунками, записи проблем убираются с доски.
Одноаспектный объект изучения
с видом изучаемого объекта
Каждая группа определяется
Слайд 13
4. Составление плана исследования.
Повторяются все методы исследования
2. Составляется план действий
В ходе коллективного обсуждения выстраивается план проведения исследования в классе - путём выбора доступных методов учащимся.
Слайд 14
5. Сбор материала.
.
Слайд 15
6. Обобщение полученных знаний.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Учащиеся в группе раскладывают листочки и выделяют вначале главные, затем второстепенные сведения.
Выстраивается рассказ -применяется метод работы с деформированным текстом.
Слайд 16
Сообщение докладов.
Как только информация обобщена, делается сообщение одним из представителей группы. После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.
8. Итог урока.