Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Теоретические основы Синдрома дефицита внимания, гиперактивности
педагог-психолог
Смиянова Наталья Олеговна
Слайд 2
Синдром дефицита внимания, гиперактивности (СДВГ)
нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность наряду с дефицитом внимания.
Слайд 3
Дома эти дети ведут себя так же, родители не могут с ними справиться, они неуправляемы, а порой даже агрессивны. Психологи советуют обследовать такого ребенка на наличие у него СДВГ для дальнейшей коррекции поведения.
В каждом детском коллективе есть хотя бы один ребенок, который постоянно обижает других детей, грубит, «терроризирует» группу. У него нет друзей, с ним не хотят общаться, его не привлекают обычные занятия. Таких детей называют «трудными».
Слайд 4
Существует категория детей, которые отличаются повышенной нервной возбудимостью, непослушанием, порой агрессивностью по отношению к окружающим. Зачастую даже родители сомневаются: является такое поведение особенностью характера или ребенок психически нездоров.
СДВГ –
это болезнь, неврологическое расстройство,
которое напрямую отражается на поведении ребенка.
Слайд 5
По статистике, такое поведение встречается у 5% современных детей. СДВГ в 4 раза чаще наблюдается у мальчиков.
Особенно явными признаки СДВГ становятся в 5-6 лет. СДВГ наиболее сильно ощущается, когда ребенок идет в школу.
Он не может сосредоточиться, сконцентрироваться и часто это вызывает у него негативную реакцию, что проявляется в поведении.
Дети настолько импульсивны, что не могут контролировать свои действия, хотя отлично понимают «что такое хорошо, а что такое плохо».
Важно вовремя понять, что его поведение – это не издержки воспитания, а БОЛЕЗНЬ, которая лечится с помощью медпрепаратов.
Слайд 6
Различаются 3 типа СДВГ:
синдром дефицита внимательности;
синдром гиперактивности;
смешанное заболевание.
Слайд 7
Причины возникновения СДВГ:
СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормон, отвечающий за психо-эмоциональность человека) и норадреналина (гормон, регулирующий агрессивность).
Слайд 8
Причинами синдрома являются:
Наследственность – такие же проблемы имелись/ имеются у кого-либо из кровных родственников;
Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы;
Отклонение в развитии ЦНС у плода. Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром;
Слайд 9
Причинами синдрома являются:
Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери (инфекционные заболевания женщины, существующие угрозы выкидыша, сильные переживания, курение, употребление алкоголя, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, преждевременные роды, стремительные или затяжные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга;
Травмы и заболевания, перенесенные детьми в младшем возрасте;
Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком продуктов, содержащих вредные вещества.
Слайд 10
Симптомы и признаки СДВГ: зависят от возраста
Признаки у грудного малыша:
можно заметить ещё в первые месяцы жизни. Грудной малыш хаотично и часто машет ручками, сгибает и разгибает ножки. Он беспокоен и капризен во время еды. Младенец плохо засыпает, мало спит, просыпается и вздрагивает от малейшего звука, его трудно успокоить, когда он плачет. Во время и после еды часто срыгивает.
Слайд 11
Признаки у ребенка дошкольного возраста:
Постоянные телодвижения (вскакивает во время еды, машет конечностями, крутит головой);
Невозможность сосредоточить внимание и проявить терпение во время игры;
Стремление ломать и разбрасывать игрушки. У ребенка нет любимой игрушки, т.к. он не способен привязаться ни к одной из них, не получает удовольствие от спокойных игр и занятий.
(Моё наблюдение: ребенок не умеет самостоятельно играть, если ему предоставить возможность для игровой деятельности!);
Слайд 12
Признаки у ребенка дошкольного возраста:
Он не любит, когда ему читают или что-то рассказывают, без конца перебивает взрослых, отвлекается, подбегая к окну, пытается делать несколько дел одновременно, «на ходу», ему быстро всё надоедает, он ни на чём не задерживает внимание;
Так как мозг не контролирует его движения, он может ненароком толкнуть, наступить на кого-то, что-либо сломать, причинить боль другому ребенку.
Слайд 13
Несмотря на то, что у ребенка имеются способности к обучению, наблюдается отставание в его интеллектуальном развитии из-за плохой памяти, отсутствие интереса к познавательным занятиям и играм. Часто такой ребенок поздно начинает говорить, неправильно произносит слова. Нередко проявляются физические недуги невротического происхождения (тики, внезапные судороги, беспричинное вскрикивание, частое моргание, непроизвольное мочеиспускание и дефекация. У такого ребенка наблюдается повышенный расход энергии в организме, поэтому он худеет, часто страдает от простудных заболеваний из-за низкого иммунитета.
Слайд 14
Признаки у ребенка школьного возраста:
Так как умственное отставание от сверстников прогрессирует, у школьника с СДВГ проявляется ещё больше проблем в учёбе и общении с людьми. Он может драться не только в школе, но и дома нападать на мать, отца, деда, бабушку. Может ударить учителя или врача. Отличается жестокостью, склонен к садизму. Вскакивает и ходит по классу во время уроков, не терпит замечаний, не реагирует на них. Не желая учиться сам, мешает другим, срывает уроки.
Он болтлив, но не способен к диалогу, не «слышит» слов окружающих, перебивает и проявляет излишнюю эмоциональность. Не дослушав вопроса, бездумно выкрикивает ответ. Если поведение маленького ребенка ещё может вызвать недоумение, то у школьника подобные симптомы явно говорят о неврологической патологии, а диагноз сомнений не вызывает.
Слайд 15
Признаки СДВГ у подростка:
В возрасте 13-15 лет проявления болезни становятся не так заметны, подросток становится менее импульсивным и раздражительным. У него в характере появляются новые черты: он суетлив и тревожен, озабочен. Постоянно находит себе какое-то новое дело-важное, но до конца довести его не моет, из-за этого ожесточается.
У него низкая самооценка. Конфликты с окружающими, насмешки одноклассников могут привести к суициду (особенно, когда подросток чувствует себя лишним в семье). Для таких людей не существует авторитетов, они грубят и дерзят взрослым. У них нет способности к принятию самостоятельных решений и чувства ответственности. Они, как правило, не чувствуют страха перед опасностью.
Слайд 16
Признаки СДВГ у взрослого человека:
проблемы с поведением (непредсказуемость, нелогичность, непоследовательность), внимательностью, общением с людьми (неумение конструктивно взаимодействовать, неумение договариваться, склонность к конфликтам).
Слайд 17
Последствия СДВГ:
Неспособность к нормальному восприятию нового материала, задержка речевого и умственного развития приводят к тому, что ребенок плохо учится, не имеет элементарных навыков. Непредсказуемое поведение делает его изгоем среди сверстников. Он постоянно сталкивается с осуждением и грубостью окружающих. Пытается «мстить»: берет и портит чужие вещи, неадекватно реагирует на замечания, часто получает травмы. Проявляет склонность к раннему курению и алкоголизму, наркотикам. Может совершить преступление.
Слайд 18
Работа специалистов с СДВГ:
Психолог – консультирует родителей об особенностях развития и говорит, как им себя с ним вести.
Невролог и психиатр – назначают необходимое медикаментозное лечение (Пирацетам, Церебролизин, Пантогам, Кортексин, Метилфенидат – улучшают память, внимание, умственные способности + улучшение обмена веществ и питание мозга), контролируют состояние.
Слайд 19
Диагноз СДВГ ставится:
при обнаружении не менее 6 симптомов:
- агрессивность и неуемное стремление к лидерству,
- бесцеремонное и грубое поведение,
- неспособность к умственной деятельности,
- постоянное переключение внимания,
- неспособность сосредоточиться,
- суетливость в движениях и др.
Слайд 20
Психолог Михаил Лабковский (выдержки из интервью):
Интервьюер: Вы любите вспоминать о своём детстве? Вы были счастливы?
М. Лабковский: я был и счастлив, и несчастлив, потому что родился больным ребенком.
Я был странный, совершенно необучаемый: не ходил в 9,10 класс, но при этом бегал в МГУ слушать лекции.
Слайд 21
Психолог Михаил Лабковский (выдержки из интервью):
Родители переживали это тяжело. Мать думала, что я просто ленивый и лупила меня ремнем (чтобы не было больно, я надевал маску для фехтования). Отец не бил. Я всех бесил. Они меня любили, но я был очень тяжелый.
Я не понимал, что со мной не так. Я не мог даже предложения дописать. При этом я «с мозгами дружил». Книжки читал.
Я был ужасный. В 10 лет меня милиционеры приводили домой…тяжелое детство. Я убегал на стройки, свалки металлолома. Курить я начал в 7 лет, в 12 я уже выкуривал по пачке в день, я прилично пил…
Слайд 22
Психолог Михаил Лабковский (выдержки из интервью):
«Ребенок с СДВГ – больной ребенок.
Его надо лечить. Германия и Израиль лечат детей с СДВГ, в России этого делать правильно не умеют.
Ребенка надо лечить амфитоминами, которые запрещены в России».
Слайд 23
СПАСИБО за внимание