Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Доклад на теме «Виды психологической помощи в детском возрасте»
Выполнила студентка 2 курса группы
ПМ 5А 21\11 КПК
Егорова Мария
Слайд 2
В своей жизни каждый человек так или иначе сталкивается с психологическими проблемами или попадает в трудные жизненные ситуации. Для каждого человека характерна своя трактовка и своё восприятие той или иной ситуации, как трудной или критической: для одного – это развод или потеря близкого человека, для другого – трудности на работе, для третьего – непонимание в отношениях с детьми или родителями.
Слайд 3
Психологическая помощь – это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей и оказания психологической поддержки как отдельному человеку, так и группе людей.
Слайд 4
Виды психологической помощи
1. Психодиагностика (выявление проблем и других психологических показателей);
2.Психокоррекция (восстановления нормы как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт). 3. Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала); 4. Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности);
5.Психологическое просвещение 6. Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов);
Слайд 5
Психодиагностика
Цели диагностики:
- составление социально-психологического портрета школьника,
- определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
- выбор средств и форм психологического сопровождения;
Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:
- диагностический минимум,
- дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
-углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).
Слайд 6
Коррекционная работа - решение конкретных проблем обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников).
Коррекционно-развивающая работа - целостное воздействие на личность ребенка, процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на
- добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
- учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
- последовательность и преемственность форм и методов работы.
Слайд 7
Консультирование и просвещение школьников
Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:
- трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
- обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.
Слайд 8
Арт-терапия
Анимационная терапия
Библиотерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Музыкотерапия
Песочная терапия
Сказкотерапия
Цветотерапия
Фототерапия
Слайд 9
К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся:
гиперактивность с синдромом дефицита внимания,
поведенческое расстройство,
оппозиционное расстройство,
состояния чрезвычайной тревожности,
страх разлуки,
депрессия
расстройства обучения.
Слайд 10
По мнению Д. Лейна (автора многих работ по детской и подростковой психотерапии), психологическое воздействие в работе консультанта с детьми в настоящее время направлено на следующие факторы: 1. Уменьшение выраженности явных проблем; 2. Обеспечение нормального развития ребёнка; 3. Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах; 4. Генерализация терапевтических изменений и их сохранение.
Слайд 11
Специалисты выделяют более 230 видов психосоциального воздействия, различия между терапевтическими школами заключается в способах определения проблемы, стратегиях и техниках вмешательства, но их общая цель — изменение в мыслях и чувствах ребенка, которые будут способствовать их более успешной адаптации. К наиболее значимым аспектам консультирования можно отнести взаимоотношения между консультантом и ребенком, физическая обстановка, соблюдение расписания, предсказуемые условия, четкие правила взаимодействия и др. Дети — самая незащищенная часть общества, незащищенная от непрофессионализма и невежества медицинского персонала, педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных учреждений.
Слайд 12
Процесс консультирования детей и подростков усложняется в связи с тем, что:
1. Как правило, дети редко приходят сами на консультацию к психологу. Гораздо чаще их приводят, присылают взрослые – родители, учителя, воспитатели, опекуны и т.д. Поэтому у детей очень часто отсутствует мотивация общения с психологом. 2. По мнению А.Л. Венгера (детский психолог, доктор психологических наук) непосредственным получателем психологической помощи является не ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог и т.д.). Таким образом, мы видим, что психолог оказывает лишь косвенное воздействие на ребёнка. Ему в процессе работы приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: ребёнка и взрослого. Отсюда следующие результаты работы: во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье и т.д.) могут помочь ребёнку в решении его проблем. Во-вторых, надо подобрать такие рекомендации и так их преподнести родителям, чтобы они постарались их выполнить.
Слайд 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология. Г.С. Абрамова. М.: 2001.
Ануфриев С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. С.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина. М.: Ось-89, 1997.
Асеев В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие. В.Г. Асеев. Иркутск.: ДРОФА, 1999.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.Р. Битянова. М.: 1998.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. СПБ., 1999.
Венгер А.В. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. А.В. Венгер. М.: - Рига.: педагогический центр «Эксперимент», 2000.
Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: ACADEMA, 1999.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Л.С. Выготский. М.: 1997.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. К.М. Гуревич. М.: Высшая школа, 1998.
1
2
Страница 3