Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики
Подготовила: учитель физики
МКОУ СОШ № 4
с. Петропавловское
Смирнова Е.А.
Слайд 2
Юнеско сформулированы необходимые области компетентности, формируемые в системе образования:
1.Научить учиться (компетентности в
Познавательной деятельности)
2. Научить жить (компетентность в практико-ориентированном обучении)
3. Научить жить вместе ( т.е.в среде коммуникации)
4. Научить работать и зарабатывать
Слайд 3
Опыт внедрения в учебный процесс
Рассмотрим опыт внедрения компетентностного подхода в учебный процесс учителя физики Смирновой Е.А.
Выделяют следующие виды компетенции:
-ключевые(необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности);
-базовые (отражают специфику определенной деятельности);
- функциональные ( набор функций, характерных для данного вида деятельности).
Слайд 4
Ключевые компетенции
Концепция «Модернизации российского образования» подчеркивает, что понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковые и интеллектуальные составляющие образования.
Слайд 5
Компетентностный подход требует поэтапного внедрения
На первом этапе можно формировать такие общеучебные компетенции, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество ( учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени и т.д.
Слайд 6
Наиболее актуальные компетенции для физики
Учебно-познавательная;
Коммуникативная;
Компетенция личностного самосовершенствования
Слайд 7
Цель: Реконструкция образовательного процесса на основе компетентностного подхода с использованием модульных технологий
Основным технологическим инструментом, обеспечивающим комплексное внедрение компетентностного подхода избрана модульная технология.
Эта технология позволяет создать относительно унифицированную модель изучения каждой темы.
Эта технология включает следующие занятия:-»Вводная лекция», «Обучение решению задач», «Научно-практическая конференция и итоговый контроль»
Слайд 8
Элементы деятельности учащихся на уроке
Учитель- вводит новые понятия и термины:
Учащиеся – выполняют задание «Стрелками укажи связь между терминами в определении понятия».
Учитель-выводит новую формулу:
Учащиеся – выполняют задание «Установите логическую последовательность действий при выводе закона.
Учитель – объясняет практическую значимость закона, формулы, явления:
Учащиеся на карточках формулируют недостающие вопросы или ответы и т.д.
Слайд 9
Элементы деятельности учащихся на уроке
Урок обучения решению задач:
-учащиеся находят алгоритм решения задачи;
-используют алгоритм для решения предложенных задач.
- самостоятельное решение задач по многоуровневым карточкам с возможностью самопроверки решения на каждом уровне.
- Самостоятельное решение можно организовать в группах по 2,3,4 человека.
Слайд 10
Научно-практическая конференция
Творческие многоуровневые домашние задания:
Сообщение по одному вопросу;
Подготовить демонстрацию явления, закона, его применения на практике,
Поиск решения творческой или экспериментальной задачи.
Каждый ученик выполняет то что ему доступно на данном этапе саморазвития.
Слайд 11
Контроль
Промежуточный, текущий, итоговый в разных формах:
Тесты «Да-нет»
Метод аналогий.
Разноуровневые тесты с выбором ответа и развернутым ответом и решением и др.
Слайд 12
Проблемы
Затраты времени при подготовке к уроку;
Поиск и использование множества методической литературы;
Конструирование новых дидактических материалов;
Поиск нестандартных заданий, приемов, подходов.
Слайд 13
Успехи
В11-х классах наметился рост познавательной активности на уроках и дома.
Знания и умения стали более глубокими и прочными
Уровень обученности (успеваемости) по отдельным темам был от 40 до 48% стал от 50 до 65%.
Качество знаний было 30-33% стало 45-53%
Удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников
Слайд 14
Литература
Болотов В.А.,Сериков В.В.Компетентностная модель:от идеи к образовательной программе.//Педагогика. 2003, №10
Гетманская А.А.Формирование ключевых компетентностей у учащихся .Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004
Зеер Э.Ф.,Павлова А.М.,Сыманюк Э.Э Модернизация профессионального образования :компетентностный подход.М.-2005.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии.-2004№31.
Хуторской А.В.Ключевые компетенции и образовательные стандарты//интернет –журнал «Эйдос».-2002-23 апреля. http// www/eidos/ru/jornal/2002/042/htm. – В надзаголовке:Центр дистанционного оборазования «Эйдос»,е-mail:list@eidos/ru
Каверина И.И.Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.//интернет –журнал «Эйдос».-2007-22 февраля. http// www/eidos/ru/jornal/2007/022-5.htm. – В надзаголовке:Центр дистанционного оборазования «Эйдос»,е-mail:list@eidos/ru