Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Познавательные универсальные учебные действия
Слайд 3
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 4
Знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Слайд 5
Знаково-символические действия. Моделирование как универсальное учебное действие
Кодирование замещение ( использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
Декодирование/считывание информации;
Умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
Умение строить схемы, модели и т.п.
Слайд 8
В моделировании выделяется ряд этапов:
выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования:
предварительный анализ текста задачи;
перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
построение модели;
работа с моделью;
соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Слайд 9
Требования к знаково-символическим средствам представления информации.
абстрактность,
лаконичность,
обобщение и унификация,
четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку,
автономность,
структурность,
последовательность представления элементов.
По абстрактности различают следующие знаково-символические средства:
предметно-конкретные;
упрощенно-графические изображения обозначаемых объектов;
условно-образные (геометрические фигуры и др.);
условные знаки, индексы (буквенно-цифровая символика).
Слайд 10
Работа с моделью может вестись в двух направлениях:
а) достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи;
б) видоизменение схемы, ее переконструирование.
Соотнесение результатов работы на модели с текстом. Моделирование осуществляется для того, чтобы получить новые данные о реальности или ее описании, поэтому необходимым моментом деятельности моделирования является соотнесение
результатов с текстом.
Из практики известно, что учащиеся после решения задачи так или иначе проверяют свои ответы для доказательства того, что полученные ответы удовлетворяют условиям и требованиям задачи.
Слайд 11
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 12
Синтез (составление целого из частей)
Слайд 14
Общий прием решения задач включает:
знания этапов решения (процесса),
(способов) решения,
оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи,
владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Слайд 15
При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:
Анализ текста задачи. (семантический, логический, математический)
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Слайд 16
Анализ текста задачи
Работа над текстом задачи включает семантический, логический и математический анализ.
1. Семантический анализ, направленный на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:
выделение и осмысление:
отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,
грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.),
количественных характеристик объекта, задаваемых словами – кванторами («каждого», «какого-нибудь», «любое», «некоторое», «всего», «все», «почти все», «одинаковые», «разные», «столько же», «поровну», «большинство», «меньшинство» и т.д.).
2. Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.
3. Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).
Слайд 17
Анализ текста задачи
Анализ условия направлен на выделение:
а) объектов (предметов, процессов):
рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,
количества объектов и их частей.
б) величин, характеризующих каждый объект.
в) характеристик величин:
- однородные, разнородные,
- числовые значение (данные),
- известные и неизвестные данные,
- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,
- отношения между известными данными величин.
Анализ требования:
- выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).
Слайд 18
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 19
Характеристика результатов формирования
Познавательных УУД
на разных этапах обучения в начальной школе
Слайд 20
Класс Познавательные УУД
1 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Слайд 21
Класс Познавательные УУД
2 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Слайд 22
Класс Познавательные УУД
3 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Слайд 23
Класс Познавательные УУД
4 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,
преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Слайд 24
Приемы педагогической техники
Свои примеры
Удивляй
Фантастическая добавка
Пересечение тем
Дай себе помочь
Повторяем с контролем
"Да" и "Нет“ говорите
Опрос "по цепочке«
Опрос-итог
Тренировочная контрольная работа
Блицконтрольная
Слайд 25
Спасибо
за
внимание!