Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Универсальные учебные действия»
Трандина Е.И.
Слайд 2
Требования к результатам Ориентация на результат
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
2
Слайд 3
Требования к результатам Ориентация на результат
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося
Слайд 4
Понятие УУД
Умение учиться =
Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
Познавательные и учебные мотивы;
Учебная цель;
Учебная задача;
Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Слайд 5
Универсальные учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Умение учиться и развиваться
Слайд 6
Виды УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 8
ЧТО? - Построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненных планов во временной перспективе
КАК? - Действие смыслообразования = установления связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется.
- Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Личностные УУД =
ценностно-смысловая, нравственная,
социальная ориентация
Слайд 9
Личностные УУД =
Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…
Зачем мне надо читать, слушать, понимать и писать?
О чем я хочу и могу прочитать, рассказать и написать?
ценностно-смысловая, нравственная,
социальная ориентация
Слайд 10
Коммуникативные УУД
Слайд 11
Коммуникативные УУД =
ЧТО? - Учет позиции других людей, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
КАК? – Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра;
- умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие
Слайд 13
целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Регулятивные УУД =
Слайд 14
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД =
Слайд 15
волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации сил и энергии;
к волевому усилию выбора в ситуации конфликта ;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Регулятивные УУД =
организация учебной деятельности
Слайд 16
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
Регулятивные УУД =
организация учебной деятельности
Зачем?
В какой последовательности?
Где необходимо?
Правильно ли?
Как исправить?
Вот так хорошо, правильно!
Сосредоточился и еще раз!
Слайд 17
Познавательные УУД
Слайд 18
Познавательные УУД =
общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
знаково-символические – кодирование, декодирование, моделирование;
логические – анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера
работа с информацией
Слайд 19
Познавательные УУД =
работа с информацией
Можно ли найти?…
Есть ли связь?...
Какая информация мне нужна?…
Что из прочитанного, услышанного
я использую?…
Какие источники информации мне
необходимы?…
С какими сложностями
я могу встретиться?
Что я пытаюсь доказать?
Слайд 20
Пример конструирования задачи (работа с текстом)
2. Понимание
Предположите, как могли бы развиваться события дальше, что могло еще находиться, произойти…
1.Ознакомление
Прочитайте текст и скажите, что?...где?...когда?...
3. Применение
Сделайте эскиз рисунка/схемы, заполните таблицу…
4. Анализ
Раскройте особенности… Разделите текст на смысловые части. Объясните свое мнение.
5. Синтез
Изложите в форме… свое мнение /понимание… Докажите, что ...
6. Оценка
Оцените значимость …для… Почему события развивались так … ?
Слайд 21
логические
общеучебные
постановка и решение проблем
Познавательные УУД
Слайд 22
Выделение познавательной цели
Структурирование знаний
Поиск информации
Выбор способов решения задач
Контроль и оценка процесса
Смысловое чтение
Речевое развитие
Решение проблем
знаково-символические действия
Общеучебные универсальные действия
моделирование
преобразование модели
Слайд 23
выдвижение гипотез и их обоснование
построение логической цепочки рассуждений
анализ объектов
доказательство
синтез — составление целого из частей
подведение под понятие
выбор оснований и критериев для сравнения
Установление
причинно-следственных связей
Логические универсальные действия
Слайд 24
формулирование проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем
Постановка и решение проблем
Слайд 25
Список дидактических глаголов-действий для целеполагания и конструирования задач
Компоненты Определение Действия субъекта Глаголы для конструирования задач
Помнить Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации: Отвечает Воспринимает
Запоминает Распознаёт
Излагает Характеризует
Описывает Руководит
Управляет Направляет Рассказывает Сообщает
Показывает Проверяет Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести, установить, что это, где это и т.п., сформулировать, узнать, запомнить, рассказать, изложить факты, повторить, определить
Понимать Усвоение смысла изложенного материала. Объясняет Истолковывает
Интерпретирует Доказывает
Раскрывает Отождествляет
Доказывает Слушает
Спрашивает Сравнивает
Сопоставляет Опрашивает
Проверяет Измените, превратите, переформулируйте, опишите, объясните, сделайте обзор, расскажите, суммируйте, свяжите воедино, разъясните, сделайте заключение, вывод, изложите основную идею
Применять Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос». Решает новые проблемы, Доказывает Отбирает
Организует Инициирует
Вырабатывает Конструирует
Показывает Фасилитирует
Оказывает содействие
Поддерживает Наблюдает
Критикует Обсуждает Примените, попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите, покажите, проиллюстрируйте, сделайте отчёт.
Слайд 26
Список дидактических глаголов-действий для целеполагания и конструирования задач
Компоненты Определение Действия субъекта Глаголы для конструирования задач
Анализ Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей Обсуждает Раскрывает
Перечисляет Анализирует
Разделяет на части
Разбирает критически
Исследует Руководит
Стимулирует Наблюдает
Предоставляет ресурсы Проанализируйте, разделите на части, разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифицируйте, опровергните
Оценка Оценивание значения материала или идей на основе определённых критериев или стандартов Судит, оценивает
Обсуждает, подвергает сомнению
Формирует,
Высказывает своё мнение
Принимает, Допускает
Соглашается Признаёт
Раскрывает критерии
Гармонизирует, согласовывает Составьте мнение,
Придите к выводу,
отберите, выберите,
оцените, разберите,
обсудите, проверьте, аргументируйте, рекомендуйте, определите, оправдайте, убедите
Синтез Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана Обсуждает Обобщает
Связывает Сопоставляет
Резюмирует Суммирует
Организует обр. связь (рефлексию)
Расширяет Оценивает
Развивает идею
Дискутирует Создайте, изобретите, предскажите, сконструируйте, оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите
Слайд 27
Спасибо за внимание!