Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Игровые технологии на уроках математики в 5 классе
Разработала Орлова И.В.
Учитель математики
МАОУ СШ 8 Бор
Слайд 2
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего урока.
В связи с этим становится актуальным применение нестандартных форм и методов обучения.
Нетрадиционные формы, методы
и средства обучения.
Дидактические
игры
Экскурсы
в историю
предмета
Практикумы
Нестандартные
уроки
Интеграция
учебных
предметов
Слайд 3
Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций:
образовательной, развивающей, воспитывающей
Слайд 4
Дети требуют деятельности беспрестанно и утомляются не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.
К.Г. Ушинский.
Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки
Играют все, но только дети
Играют ото всей души
И если в школе на уроке
Вдруг поведётся поиграть,
То нет счастливей их на свете
И выучат все всё на пять.
К.Г. Ушинский
Слайд 5
Игровые технологии способствуют достижению следующих целей:
- активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных способностей;
развитию логического мышления;
- углублению знаний по математике;
восприятию межпредметных связей;
привитию математической культуры;
сплочению коллектива, формированию деловых взаимоотношений;
развитию индивидуальности и коммуникативных способностей.
Слайд 6
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса к предмету.
Слайд 7
Остановлюсь на тех игровых компонентах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это уроки-игры (КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия), использование игровых ситуаций на уроках (лото, эстафеты), отгадывание ребусов, кроссвордов, решение занимательных задач.
Слайд 8
В настоящее время издается большое количество методической литературы в помощь учителю. Например, вышла серия книг авторов Беленковой Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся», много интересных заданий и кроссвордов, содержится в книге А.Поповой «Поурочные разработки к учебнику Н.Я.Виленкина».
Некоторые задания мною переработаны с применением ИКТ и разработаны свои.
Мне хотелось показать, какие новые горизонты открывает применение ИКТ на уроках математики.
Слайд 9
В начале урока можно предложить ребятам, разгадав ребус или кроссворд, самим назвать тему занятия. У меня накопилась уже приличная коллекция ребусов, составленных совместно с учащимися 5-6 классов.
Слайд 15
Ж=Г
,,
1,2,4
1
В
Н=Г
М х 2
Ы
Круговые диаграммы
Слайд 16
Прежде чем смело
К задачам идти,
Тему урока
В кроссворде найди!
Слайд 17
1. Часть прямой, ограниченная двумя точками.
2. Это есть у слова, растения и уравнения.
3. Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
4. Компонент действия вычитания, который находят сложением.
5. Решение задач способом составления уравнений.
1
2
4
3
5
у
Слайд 18
Ну-ка, смекалку
Свою прояви,
Тему из букв
Ты скорей собери!
Слайд 19
35 – x = 17 У
29 + x = 45 О
Y – 37 = 18 Е
90 – y = 62 И
31 + y =16 + 44 Ж
80 – с =21 + 19 Н
40 – 3 = с + 13 М
18
24
40
16
29
55
40
28
55
У
М
Н
О
Ж
Е
Н
И
Е
Слайд 20
Предложенные дидактические игры можно проводить не только в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, но и в конце урока, подводя итог.
Слайд 21
Многие дидактические игры в 5-6 классах я связываю с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Cтрела» и др.
Такие устные разминки, занимают немного времени, развивают быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить.
Слайд 22
Установите закономерность и назовите число, которое следует вписать в пустую клетку.
Слайд 26
Запишите в клетки
квадрата такие числа,
чтобы сумма в каждом
столбце, строке и
каждой диагонали
была равна
«магическому»
числу 3.
1,2
0,7
1,4
0,9
1,1
1
0,8
1,3
0,6
Слайд 27
0,1
0,2
0,3
0,5
0,8
1,3
Стрела
Заполните полосу числами, записывая в
каждую новую клетку сумму двух
предыдущих чисел.
Слайд 28
Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на квадратики с ответами (числами) и буквами, а также маленькие квадратики. Учитель предлагает задание (читает, пишет на доске или использует слайды). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из всех чисел на карточке часть будет закрыта, а из оставшихся надо сложить слово. Можно сразу просмотреть и указать ошибки, выставить оценки.
ЛОТО
Слайд 29
296
С
513
З
1000
М
499
Н
877
П
630
У
45
О
555
Т
40
М
8
Е
90
Ь
4
А
7
Р
57
И
96
Е
14
Р
ЛОТО
Задания:
28 уменьшить в 4 раза;
Из 90 вычесть 82;
500 увеличить на 13;
111 умножить на 5;
Из 900 вычесть 23 и т.д.
Из оставшихся букв
составить слово.
Слайд 30
Большой интерес у моих учащихся вызывают задания, которые позволяют узнавать интересные факты из других областей знаний, получая эту информацию посредством математики и расширяя таким образом кругозор.
Слайд 31
Как правило это контролирующие задания, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для выполнения их каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Слайд 32
2
3
а
3
5
м
и
4
5
л
3
7
л
3
7
я
2
9
р
4
7
и
4
5
я
2
9
мамиллярия
Слайд 33
Род кактусов Маммиллярия - небольшие кактусы шаровидной или укороченно-цилиндрической формы. Стебель одиночный или дающий отростки.
Цветки у большинства видов некрупные, расположены в виде венка на верхушке, часто в 2-3 круга. Плоды сочные, ягодообразные, погружены в мякоть стебля и выходят наружу после созревания, обычно на второй год.
Мамиллярия
Слайд 34
1,5
С
Е
К
В
О
Й
Я
секвойя
Слайд 35
Секвойя
Замечательна секвойя тем, что является самым высоким деревом в мире. Секвойя высотой в 60 метров (два десятиэтажных дома, поставленных друг на друга) – обычное дело. Но экземпляры выше 90 метров – тоже не редкость.
Слайд 36
0,3
у
р
к
е
2,4
т
ф
д
0,25
ж
Слайд 37
Хлебное дерево (джек-фрут) – родное для западных островов Тихого океана.
Хлебное дерево вырастает примерно до 20-26 метров в высоту, листья его большие и толстые. Но не за рост его уважают.
Слайд 38
Эти плоды являются основным продуктом питания для жителей тропических островов, где растут хлебные деревья. Плоды едят и жареными, и печёными, и варёными. На вкус эта еда – что-то среднее между картошкой и хлебом.
Но не хлебом единым жив человек! Из хлебного дерева также делают лодки, ведь древесина его лёгкая и прочная, к тому же чрезвычайно устойчива к термитам.
Слайд 39
Артокарпус – научное название хлебного дерева.
Продолговатые плоды артокарпуса поражают своими размерами.
Найдите значения выражений и узнайте эти размеры.
Масса плодов (кг):
36
Слайд 40
Длина плодов (см):
90
Диаметр плодов (см):
50
Слайд 41
Особой любовью учащихся 5-6 классов пользуются задания, в которых я предлагаю создать цветную иллюстрацию, предварительно рассмотрев математический аспект задачи. Это усиливает интерес, делая учащихся активными участниками происходящего.
Слайд 44
Большой интерес учащихся вызывают задания, содержащие малоизвестные, интересные факты о природе родного края, о редких животных России.
Слайд 45
На большей части территории России, вплоть до бассейна реки Колымы и Забайкалья, гнездуется серый журавль.
Синевато-серое оперение большей части тела позволяет птице маскироваться от врагов среди лесистой местности. Эта красивая крупная птица имеет высоту около 115 см, размах крыльев 180—200 см.
А вот вес серого журавля вы узнаете из «Геометрического лабиринта».
Слайд 46
6
5
5
1
1
Заполните пропуски, учитывая, что в одинаковых фигурах записаны
равные числа:
35 :
= 70
+
=
.
1,2 =
- 3:4 =
:
=
:
=
Геометрический лабиринт.
Слайд 48
Еще один нетрадиционный вид заданий — блиц-турнир, имеющий достаточно высокий уровень сложности, но не требующий длительного времени на выполнение.
В предлагаемом задании учащимся необходимо составить выражение по тексту задачи и, если возможно, упростить ответ.
Слайд 49
Блиц-турнир
В магазин привезли x кг картофеля. До обеда продали всего картофеля.
Сколько картофеля продали?
Туристы прошли X км, что составило всего пути.
Сколько км весь путь?
В книге m страниц. Девочка прочитала 0,4 книги. Сколько страниц ей осталось прочитать? m-0,4m=
=0,6m
В корзине лежат яблоки. t всех яблок красные, что составляет 42%. Сколько всего яблок в корзине? t:0,42
В коробке было n конфет. Юля съела 0,2 всех конфет, а Миша в 3 раза больше. Сколько конфет съел Миша? 0,6n
Слайд 50
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Использование мною на уроках дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Слайд 51
Спасибо за внимание!