Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
Исмаилова Наталья Усеиновна учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им. Т.Аубакирова с. Игилик, Мактааральского района Южно-Казахстанской области
Слайд 2
Константин Георгиевич Паустовский
«Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше.»
«Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
Слайд 3
Викторина
1) Где происходит действие сказки?
2) Кто взял раненого коня?
3) Какое прозвище имел Филька?
4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
5) Что случилось в природе после этого?
6) Сколько лет назад был такой же мороз?
7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета?
9) Что посоветовал Фильке Панкрат?
Слайд 4
Викторина
10) Сколько времени дал Панкрат на размышление?
11) Что придумал Филька?
12) Кто был свидетеле разговора?
13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
14) Что понес Филька раненому коню?
15) Что конь сделал после того, съел хлеб?
16) Почему сердилась сорока?
Слайд 5
История о вороном коне
«Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жердил – помогал Панкрату чинить плотину.»
Слайд 6
Бездумный поступок
«…Филька наотмашь ударил коня по губам.»
«Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег…»
Слайд 7
Беда
«Ревела, обезумев, метель, но сквозь рев Филька слышал тонкий и кроткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.»
Слайд 8
Чувство вины
« - Чего же теперь делать, бабка? – спросил Филька из под тулупа.»
Слайд 9
Способ искупления вины
« - Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.»
Слайд 10
Искупление вины
« На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.»
Слайд 11
«А сорока рассказывала,
что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.»
Слайд 12
Прощение и примирение
«Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.»
Слайд 13
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:
Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
Слайд 14
Вставить пропущенные слова:
1) «Слеза … у коня из глаз»;
2) « В … запахло весной»;
3) «Ветки их поблёскивали, как …»
Слайд 15
Назовите в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы.
« Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
« А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
Слайд 16
Найдите в сказке описание хлеба:
1) который Филька закинул в снег;
2) который злой мужик дал старому солдату;
3) который Филька протянул коню.
Слайд 17
Тест К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
1.Жанр произведения:
а) рассказ;
б) быль
в) сказка.
2. Тема произведения:
а) труд и взаимная выручка;
б) забота о животных;
в) человек и природа.
3. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, приветливый;
б) согревающий тело, сытный;
в) недостаточно горячий.
Слайд 18
4. Раненый конь остался жить у:
а) кузнеца;
б) мельника;
в) лесника.
5. Старая сорока считала, что помогала Фильке:
а) позвав на помощь ворон;
б) разбудив летний ветер;
в) напугав своим стрекотанием лютый мороз.
6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
а) злобу людскую;
б) ненависть народную;
в) грубость человеческую.
Слайд 19
7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.
8. История старого солдата представляет собой:
а) быль;
б) легенду;
в) сказку.
9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является:
а) сравнением;
б) олицетворением;
в) антитезой.
Слайд 20
10. Изображение ночного пейзажа представляет собой:
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует:
а) метафору;
б) аллегорию;
в) олицетворение.
12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём :
а) антитеза;
б) сравнение;
в) аллегория.
Слайд 21
13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенный слова представляют собой:
а) эпитеты;
б) логические определения;
в) сравнения.
14. Настоящим спасением для деревни является:
а) совместный труд её жителей;
б) перемена направления ветра;
в) своевременная помощь сороки.
15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:
а) желание поделиться хлебом с голодным животным;
б) благодарность за труд;
в) примирение и извинение Фильки.
Слайд 22
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в а а б б а в б а б в б б а в
Слайд 23
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем селе» (4-5 предложений) В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.
Слайд 24
Используемая литература и ресурсы:
1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
http://www.letsart.ru/lyrics/6366.html
http://ocka3ke.ru/sites/default/files/styles/large_tale/public/teplyy_hleb_1.jpg?itok=TZ8OP-Iq
http://ocka3ke.ru/sites/default/files/styles/large_tale/public/teplyy_hleb_2.jpg?itok=uvY69auR
http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/1808891.1b/0_b2fe8_7c6d0c17_orig.jpg
http://player.myshared.ru/363659/data/images/img4.jpg
http://player.myshared.ru/363659/data/images/img8.jpg
http://player.myshared.ru/363659/data/images/img10.jpg
http://www.youtube.com/player_api
https://accounts.google.com/o/oauth2/postmessageRelay?parent=http%3A%2F%2Ffb.ru#rpctoken=838092370&forcesecure=1
https://accounts.google.com/o/oauth2/postmessageRelay?parent=http%3A%2F%2Ffb.ru#rpctoken=838092370&forcesecure=1