Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Материалы к педсовету подготовила:
Пинигина Оксана Насибуловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 1 г. Арамиль
30.03.2015
Профориентация средствами школьных предметов (Мой предмет в будущей профессии школьника)
Тема педагогического совета:
Слайд 2
Повестка
О решении предыдущего педсовета. Аксенова А.А., директор, 5 минут.
О программе развития школы на 2015-2019 г.г. Бирюкова Н.И., зам.директора по УВР, 7 минут.
Профориентация средствами школьных предметов (Мой предмет в будущей профессии школьника).
3.1. Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях. Пинигина О.Н., учитель рус.яз. И литературы, 10 мин.
3.2. Профориентация средствами учебных предметов. Работа в творческих группах. Выступление групп, 45 минут. Комментарий психолога Дюпиной М.В., 7 минут
3.3. Из опыта работы педагогов школы (Петухова Л.Д., Чулочникова С.В., Каюмова Н.Г.), 15 минут.
Слайд 3
Бирюкова Н.И., зам.директора по УВР
О программе развития школы на 2015-2019 г.г.
Слайд 4
Цель:
Определить место различных форм и методов профориентационной работы в процессе содействия профессиональному самоопределению школьников через учебные предметы.
Слайд 5
Задачи:
Повышение профессиональной компетентности педагогов, ответственных за профессиональную ориентацию школьников.
Формирование системного представления о профориентационной работе.
Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися в образовательной организации.
Слайд 6
Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях
Слайд 7
Сегодня выпускник должен быть:
социально защищенным,
нравственно стойким,
социально закаленным против всякого рода соблазна,
имеющим знания на уровне современной науки и техники,
физически и психически здоров,
иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
Слайд 8
Самоопределение личности
процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Слайд 9
Социальное самоопределение
Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев
(и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев Это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего)
и осознание собственных возможностей и ограничений. Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего)
и осознание собственных возможностей и ограничений.
Социальное самоопределение Профессиональное самоопределение
Слайд 10
Обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, что вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности. При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности.
Условия социально- профессионального самоопределения
Слайд 11
Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения
Уровни
самоопределения Возраст
детей Характеристика этапа
социально-профессионального
самоопределения
Уровень
пассивного
самоопределения 6-11 лет
(пропедевтический этап)
1-3(4) классы Пробуждение любви и добросовестного отношения к труду. Формирование умелости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным.
Начинается осознание своих социальных возможностей.
Слайд 12
Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения
Уровень
зависимого
самоопределения 12 –14 (15) лет
5-7 классы Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профессионального пути.
Уровень
сознательного
самоопределения 15-16 лет
8-10 классы Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей.
Слайд 13
Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения
Уровень
осознанного
самоопределения старше 16 лет
10-11 классы Происходит уточнение социально-профессионального статуса. Осуществляется углубленное изучение учебных предметов, к которым проявился устойчивый интерес и способности. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов. Уделяется внимание способам оценки результатов, достижений в избранной деятельности. Осуществление проб в различных видах трудовой и учебной деятельности, определение жизненной перспективы (представление о том, что хотелось бы сделать в жизни).
Слайд 15
Работа
в творческих группах
10-15 минут
Профориентация средствами учебных предметов
Слайд 16
Вопросы для подготовки высказывания предметных групп:
Чему учит мой предмет?
Чему я хочу научить своих детей?
Почему жизненно необходимо изучать мой предмет?
Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? умения? навыки?
Как я могу увлечь своим предметом моего ученика? (методы, формы работы)
Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет? В каких профессиях необходимы знания моего предмета?
Слайд 17
Русский язык как средство достижения профессионального успеха. Петухова Л.Д., учитель русского языка и литературы, 5 минут.
Влияние художественного творчества в процессе обучения на профессиональный выбор учащихся. Чулочникова С.В., учитель ИЗО, 5 минут.
Профориентация на уроках английского языка. Каюмова Н.Г., учитель английского языка, 5 минут.
Из опыта работы педагогов школы
Слайд 18
Решение педагогического совета
Разработать подпрограмму «Программы развития школы на 2015-2019г.г.»: «Развитие системы профориентации, профильного обучения и предпрофильной подготовки, готовности к выбору будущей профессии». Ответственные – Пинигина О.Н., Бирюкова Н.И.
Создать рабочую группу по созданию подпрограммы в составе Бирюковой Н.И., Пинигиной О.Н., Елпашевой С.В., Дюпиной М.В., Жилиной Е.А., Пятыгиной С.П., Каюмовой Н.Г.
Срок – до 1 мая 2015 года.