Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Самарский институт повышения квалификации работников образования Кафедра преподавания языков и литературы
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Самара,2014
Слайд 2
ПОЭТИКА -
взаимодействие, гармоничное единство всех компонентов текста.
Поэтический анализ – рассмотрение структуры художественной и семиотичекой целостности.
Слайд 3
Концепции современной поэтики
Целостный анализ Т.: Скафтымов А.П., Гиршман М.М., Корман Б.О.
Сравнительно-историческое литературоведение: Веселовский А.Н., Жирмунский В.М.
Формальная школа: Шкловский В.Б., Якобсон Р.А.,
Семиотический анализ Т: Лотман Ю.М., Бахтин М.М., Жолковский А.К., Ю.Левин; Барт Р., Кристева Ю.
Мотивный анализ: Гаспаров Б., Ляпина Л..
Семиоэстетический анализ: Тюпа В., Тамарченко Н.Д.
Слайд 4
Семиоэстетический анализ - Тюпа В.:
Эстетическое отношение раскрывается в целостности, то есть это «полнота и неизбыточность таких состояний созерцаемого, когда «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».
Семиотика – учение о знаковой природе реальности.
Слайд 5
Ключевые позиции Т
Жанр
Архитектоника – внешняя композиция
Субъектная организация
Хронотоп
Интертекст – поле интерпретаций
Слайд 6
По образному и емкому выражению Н. С. Валгиной, в художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода “маленькую вселенную”, увиденную глазами данного автора, что обусловливает присутствие за изображенными картинами подтекстного, интерпретационного функционального плана, “вторичной действительности” [Валгина, 2004: 114].
В художественном тексте не просто, как и в других языковых единицах, наблюдается единство формы и содержания: поскольку художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи, в нем «форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней сущность художественности, так как избираемая автором «форма жизнеподобия» служит материалом для выражения
Слайд 7
Рода литературы
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
Слайд 8
Эпическое произведение = событие СО-БЫТИЕ
Т.е., человек в многообразных связях с миром.
Эпос, т.о., фиксирует течение жизни. Каждый элемент текста отобран автором из потока жизни и скреплен с другими, чтобы полнее выразить интересующую его проблему.
Слайд 9
Эпический автор описывает такое событие, которое произошло когда-то, то есть между рассказом автора и событием должен быть промежуток времени, который позволяет понять значение этого события для жизни –
Эпическая дистанция
Слайд 10
Особенности эпического произведения:
Повествование о жизни героев на фоне общей жизни, то есть создается панорамное изображение человека и мира;
Поступки, портрет, интерьер, пейзаж, детали раскрывают образ героя, «участвуют в событиях»;
Если характер героя раскрывается через большой ряд событий и взаимоотношений с другими героями, то это романное повествование;
Если характер героя раскрывается через одно событие, то это новелла.
Слайд 11
Анализ эпического произведения
1. История создания.
2. Тема, идея, проблематика.
3. Жанровое своеобразие (формы выражения авторского сознания).
4. Архитектоника Т: фабула, сюжет, композиция, хронотоп, конфликт.
5. Система образов (центральные второстепенные, внесценические персонажи), их функция в сюжете.
Слайд 12
6. Субъектно-объектная организация (речевой строй произведения)
Образ автора, рассказчика, повествователя
Стилевое единство/многобразие субъектов речи
Соотношение диалогов, монологов
Функция авторских описаний, философские рассуждения, лирические отступления
Ритм прозы
Слайд 13
7. Особенности предметной изобразительности
- Портрет
Пейзаж
Интерьер
Обстановка
Деталь
8. Смысл заглавия (возвращение к структуре целого).
9. Место произведения в творчестве писателя и ЛП.
Слайд 14
Биографический автор – реальный человек с конкретной судьбой.
Автор – взгляд на действительность, выражением которого является произведение
(концепированный автор).
3. Автор – носитель речи, то есть синоним повествователя.
Слайд 15
Фабула – общая событийная схема эпического произведения в хронологической последовательности.
Сюжет – система событий, развернутая во времени и пространстве и связанная причинно-следственными отношениями.
Композиция – построение, организация сюжета во времени.
Пространство – это мир, движущийся во времени, и мир, в котором течет время.
Слайд 16
Образ автора
Повествователь – носитель речи, растворенный в тексте, неназванный. События происходят «как бы сами по себе».
Личный повествователь.
Рассказчик открыто организует своей личностью сюжет, он и субъект повествования и объект изображения.
Слайд 17
Художественное произведение – это живой организм, целостная идейно-художественная система, в которой все элементы взаимодействуют и соотнесены с целым.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!